Новый алфавит и «красные боты»
Как в СССР просвещали саамский народ
Попытки «цивилизовать тундру» были разными, где-то успешными, где-то спорными. (Фото: Мурманский областной краеведческий музей)
В начале XX века наша страна стремительно менялась: индустриализация, новые заводы, колхозы и амбициозные планы культурной революции. Но пока столицы бурлили новыми идеями, северная тундра размеренно жила по своим законам. В 20-30 годы на Кольский Север отправились люди, решившие перевернуть привычный уклад жизни коренных народов и привезти в заполярные стойбища образованность, «просвещение» и даже новую письменность.
После гражданской войны новая советская власть взялась не только за заводы и поля - в стране заговорили о культурной революции. Но северные районы, отрезанные от центров километрами тундры, могли и вовсе не заметить глобальных перемен. Чтобы исправить ситуацию, 20 июня 1924 года был создан Комитет содействия народностям северных окраин - в истории он закрепился под лаконичным названием Комитет Севера. Его задачей стало то, чем никто до этого системно не занимался: улучшение жизни малочисленных народов Севера, строительство школ, больниц, клубов и создание условий для развития культуры.
На Кольском полуострове Комитет Севера появился в ноябре 1925 года. Его деятельность неразрывно связана с именем Василия Алымова - этнографа, краеведа и большого энтузиаста, который не только любил Кольский край, но и тонко понимал, насколько хрупко саамское культурное наследие. Алымов писал в мурманских газетах о традиционных промыслах и фольклоре, видя в них не музейную экзотику, а реальный экономический ресурс.
«Одной из первых задач стала организация нормального образования для коренных жителей. По плану 1928–1932 годов нужно было построить как минимум три школы и набрать в них 120 учеников. Задача оказалась непростой: саамские семьи не стремились отпускать детей в далекую школу-интернат - родителям казалось, что куда важнее научить ребенка ухаживать за оленями и понимать жизнь тундры, чем разбираться в арифметике. Тем не менее, к началу 30-х в Мурманском округе построили пять школ - все на средства Комитета Севера», – рассказывают в Госархиве Мурманской области.
Учиться начинали не только дети. Для взрослых открывали ликбезы - пункты ликвидации неграмотности. Власти пытались вовлекать образованных саамов в работу местных органов: советов, судов, райкомов. Но успехи были разными: люди тундры не слишком охотно шли в ликпункты, а присылаемые учебники порой рассказывали о садоводстве или пчеловодстве - занятиях, мало актуальных среди снегов и северного сияния.
В 1925 году при Ленинградском университете создали Северное отделение, позже - Северный факультет, где готовили будущих учителей, работников кооперации и органов власти из числа коренных народов. Обучение длилось четыре года, выдавали одежду, предоставляли общежитие и питание, а русскому языку учили дополнительно. Количество мест строго распределял Комитет Севера.
К началу 30-х годов подготовкой саамских учителей занялись и в Мурманском педтехникуме, где появился специальный Саамский отдел.
Но образование - это половина дела. Важным считалось и культурное, «идеологическое» развитие. Книги, радио, «красные уголки» - все это должно было стать связующим мостом между политикой центра и жизнью в тундре. Туда, где нельзя было построить клуб, отправляли «красные боты» - небольшие суда, плававшие по отдаленным поселкам с лекциями и агитматериалами.
Особой проблемой стало отсутствие единого саамского литературного языка. Чтобы привести разрозненные диалекты к общему стандарту, в 1933 году создали Комитет нового алфавита. За основу взяли кильдинский диалект. Сначала алфавит разрабатывали на латинице, но вскоре стало ясно: многие саамские звуки проще передать кириллицей, которая лучше подходила под фонетику языка.
К середине 30-х страна окончательно вошла в ритм индустриализации и первых пятилеток. Приоритеты изменились. 10 августа 1935 года Комитет Севера ликвидировали, его функции передали Главному управлению Северного морского пути, а задачи национальной политики - отделу национальностей при Президиуме ВЦИК. Эпоха больших культурных экспериментов в тундре завершилась, оставив после себя школы, педагогов-саамов и робкие шаги к созданию саамского литературного языка.
Попытки «цивилизовать тундру» были разными, где-то успешными, где-то спорными. Но именно тогда появились первые школы, первые книги и саамские педагоги. А главное - государство впервые всерьез обратило внимание на северные народы. И часть тех перемен до сих пор чувствуется в жизни Кольского Севера.

«
Made on
Tilda