Слово года – «адаптация». Торговый порт и балкерный терминал в Мурманске создали антикризисный сценарий
Предприятия провели внутреннюю перенастройку
и будут работать с новыми грузами
Первый способ погрузки калийных удобрений - прямо со склада. (Фото: Мария ПАШЕНКОВА)
- Надеюсь, мы прошли самый трудный период в нашей истории. Стабильного грузопотока, какой обеспечивал уголь и на котором мы жили предыдущее десятилетие, у нас теперь нет. Поэтому надо работать с тем, что есть, уметь быстро изменяться и адаптироваться. Мы еще никогда не тратили столько усилий, чтобы предложить клиентам комплексные решения, - такими словами открыл пресс-конференцию по итогам работы в 2025 году и перспективам на год наступающий исполнительный директор Мурманского морского торгового порта (ММТП) и Мурманского балкерного терминала (МБТ) Павел Олейник.
Предприятия остаются рентабельными, но на грани - результаты не сравнить с более спокойными годами. Для примера: грузооборот ММТП с января по ноябрь в этом году составил 9,36 миллиона тонн (при прогнозе за год 10 миллионов тонн), в 2024-м - 13,97 миллиона. У МБТ с начала 2025 года – 2,6 миллиона тонн грузооборота (прогноз – 2,9 миллиона тонн), в 2024-м – 3,9 миллиона тонн.
Основной удар по Мурманску наносит уголь из-за эмбарго на его поставки в страны ЕС и душащие тарифы на перевозки по железной дороге. Особенно тяжело пришлось торговому порту, где уголь был основным грузом – в этом году на него приходится 77%. Ранее на предприятии говорили, что на сегодняшний день единственный способ компенсировать стоимость железнодорожной логистики— это использование судов типоразмера capesize, но и этот вариант из-за роста тарифов перестанет помогать.
Из-за этого обоим предприятиям приходится искать другие товары, с которыми можно работать. ММТП видит точку роста в железорудном концентрате, план на 2026 год – выйти на объем в 3 миллиона тонн, при этом работа с углем сохранится. А вот для МБТ новые горизонты открывают калийные удобрения, которые, как и другие удобрения, не попали под санкции.
В конце декабря единственный за полярным кругом терминал, специализирующийся на перевалке минеральных удобрений, начал погрузку на судно, которое отправится в Южную Америку, груза по технологии, которую впервые применили в МБТ. Одновременно происходит погрузка и по конвейерным линиям со склада, и «прямым» методом: с помощью портального крана «Витязь», который поднимает вагоны-хопперы над бункерной установкой, разгрузочные люки вагона открываются, и калий по системе передвижных конвейеров самотеком отправляется в трюм.
- Процесс загрузки при этом ускоряется за счет непрерывности потока. Это дает интенсивность, - рассказывает коммерческий директор МБТ Наталья Коробкина.
На первое судно погрузят 35 тысяч тонн калийных удобрений, а всего в 2026 году планируется отработать по экспортному контракту 1,5 миллиона тонн (или порядка 30% всего грузооборота терминала). Как отмечает Павел Олейник, перспективы у такого груза хорошие: он востребован во всех точках земного шара, так как без удобрений сейчас сложно представить сельское хозяйство.
Как калийные удобрения пришли в Мурманск? Причина – в загруженности портов Балтики, которые исторически работали с этим видом груза. Столица Арктики предлагает не только свободные мощности, незамерзающий глубоководный Кольский залив, прямой выход в океан, но и показывает гибкость в работе под запросы клиентов.
С осторожным оптимизмом в ММТП говорят о контейнерных перевозках. Для Мурманска - это одно из возможных перспективных направлений, но чтобы наладить такие поставки, надо провести большую подготовительную работу. Мурманский контейнерный терминал готовит производственную площадку. Так как переменных и рисков в ней много, в торговом порту пока не говорят про какие-либо подробности, отметив, что когда разговор можно будет вывести в публичную плоскость, журналистам обязательно все покажут и расскажут, может, уже и в 2026 году.
Помимо диверсификации грузов в ММТП И МБТ нашли и другие лекарства для оздоровления экономики. Процесс – комплексный, при участии «Портового альянса».
- Мы многое сделали для внутренней перестройки. Так, запчасти для импортной техники очень дорогие и их трудно достать, поэтому инженерная служба прошла через повышение компетенций и теперь выстраивает устойчивую систему технического обслуживания, опираясь на собственные ресурсы и запчасти от других поставщиков, в том числе российских. Помимо этого, серьезно занимаемся внедрением цифровых технологий, активно пользуемся цифровым двойником порта, полноценно внедрили информационную систему для планирования и отчетности. Искусственный интеллект показал эффективную работу, - отмечает Павел Олейник. – Мы понимаем, что пока стабильной ситуации не будет, поэтому будет продолжаться повышение нашей гибкости. Выживать будет только тот, кто сможет адаптироваться под меняющийся рынок.

А В ЭТО ВРЕМЯ

«Зеленая» работа

Несмотря на то, что приходится держать удар и сталкиваться с кризисом, ММТП не закрывает масштабную экологическую программу, которая в 2026 году отметит 10-летие с момента запуска. Так, работает система пылеподавления с помощью специального 1,5-километрового экрана, установок орошения, поливочно-уборочных автомобилей, оросительных систем на сортировочных комплексах и ленточных конвейерах, вакуумных погрузчиков, стационарных насосных станций. И второй год, как введено цифровое моделирование Институтом системного программирования им. В. П. Иванникова РАН.

«
Made on
Tilda