2022 год – это 77 лет со дня Великой Победы, 78 лет Петсамо-Киркенесской операции и 80 лет со дня прибытия первого союзного конвоя в Мурманск. Первое судно союзного конвоя PQ-7 с грузом, который помог одолеть врага, пришло в столицу Заполярья 11 января 1942 года.
Закон о ленд-лизе Конгресс США принял 11 марта 1941 года вопреки желанию Германии, чтобы СССР оказался в политической изоляции и у него не было союзников в войне. Но Штаты и Великобритания помогали Союзу транспортом, оружием, боеприпасами и т.д., а в ответ получали хромовую руду, марганцевую руду, платину, золото, лес и т.д. Мурманск и Архангельск - порты, через которые прошла почти четверть всех поставок, 36% военных грузов. Путь занимал 10 - 14 суток.
Путь арктических конвоев был смертельно опасен, и многие тонули, подвергнувшись атакам вражеских подлодок. Докеры Мурманского морского торгового порта трудились под бомбежками. За годы Великой Отечественной войны прямо на работе погибли более 100 портовиков, а 300 были ранены.
Пример первого конвоя «Дервиш», который вышел из Великобритании 21 августа 1941 года и успешно дошел до Архангельска, был вдохновляющим. В течение первого года войны успешно провели еще 10 конвоев. А потом враг стал атаковать. Планы быстро захватить Москву, за несколько недель взять Мурманск рухнули, стало понятно, что война будет затяжной. Тогда-то гитлеровское командование оценило важность арктических конвоев и поняло, что эту артерию надо перерезать.
В марте 1942 года немецкая авиация начала наносить удары по конвоям на переходе морем, а с апреля приступила к массированным налетам на Мурманск. В результате воздушных атак конвой РQ-13, пришедший в Мурманск 30 марта, потерял 4 судна и корабль охранения.
- Если до этого времени Северный флот обеспечивал движение внешних конвоев в порядке повседневной боевой деятельности, то начиная с конвоя РQ-13 для обеспечения двух очередных конвоев (приходящего в СССР и уходящего в Великобританию) флот стал проводить операции, в которых участвовали почти все силы флота: эсминцы и сторожевые корабли усиливали непосредственное охранение конвоя; авиация наносила бомбовые удары по аэродромам и базам, прикрывала конвои при приближении их на расстояние 150–200 миль к берегу и осуществляла противовоздушную оборону баз и стоянок судов; тральщики, сторожевые корабли и катера поддерживали прибрежные районы и рейды в безопасности от мин и подводных лодок. Все эти силы развертывались на восточном участке маршрута движения конвоев протяженностью до 1000 миль. Но обстановка усложнялась, и из 75 судов в составе 4 конвоев, вышедших из Великобритании, Исландии и Советского Союза в апреле, было потоплено 9: QР-10 – 4 судна, РQ-14 – 1 судно, РQ-15 – 3 судна, - рассказали в НИИ военной истории ВАГШ ВС РФ.
Самой трагической была гибель конвоя РQ-17. Он вышел из Хваль-фьорда в Исландии 27 июня 1942 года, в Норвежском море его обнаружила немецкая воздушная разведка. Четыре дня атаки удавалось отбивать, но потом в бой вступил линкор «Тирпиц». Из 36 транспортов конвоя РQ-17 два вернулись в Исландию, до Мурманска и Архангельска дошли 11, были уничтожены 23. Погибли 153 человека, советским кораблям удалось подобрать и спасти около 300 моряков. Потонули 3350 автомашин, 430 танков, 210 самолетов и около 100 тысяч тонн других грузов.
В годовщину прибытия первого судна по ленд-лизу в Мурманске прошел торжественный митинг. Его участники в сопровождении военного оркестра колонной прошли к памятнику погибшим портовикам на площадь у морского вокзала. Там состоялась минута молчания, а также к подножию мемориала были возложены цветы. По морской традиции памятные венки были также спущены на воду Кольского залива с борта буксира. - Переоценить подвиг мурманчан, работников порта невозможно. В годы войны в Мурманском морском торговом порту было обработано более двух миллионов тонн грузов. Эта работа проходила в условиях постоянных налетов вражеской авиации. Рискуя жизнью, погибая, портовики, жители Мурманска спасали родную страну. Нужно всегда помнить о том подвиге, который совершался не только на фронте, но и в тылу. Будем гордиться им, будем достойны тех людей, которые этот подвиг совершили! – отметил губернатор Андрей Чибис.
До сих пор со дна Баренцева моря поднимают «начинку» ленд-лизовских судов. Так, у острова Кильдин лежит транспорт «Томас Дональдсон», затонувший в марте 1945 года. С него, в частности, подняли танк «Шерман», который восстановили, поставили на ход, и теперь он участвует в выставках и парадах Победы.