И на охоту, и ночи за бисером:
Как жилось саамским женщинам в старину
Быт северянок был тяжел, но интересен
На долю саамских женщин выпадало немало испытаний. Их быт был непрост, а руки – мозолистыми. На фотографиях женщины нечасто улыбаются, хотя пели красивые песни и в глазах их было много любви и доброты. К Международному женскому дню мы расскажем, чем жили северянки.

Саамы считали, что уже к 20 годам девушки могут вступать в брак, причем если невесте не нравился жених, то к ее мнению прислушивались.

- Пары создавались во время общих праздников. Потом по сговору приезжали сваты от жениха с подарками - обсудить будущий союз. После этого уже невеста ехала к родственникам будущего мужа, и тоже с подарками. Жених при этой встрече должен был поцеловать ее в губы, прижавшись носом, иначе поцелуй не считался настоящим. Жених готовил к свадьбе выкуп – оленей. Невеста приводила свое стадо. На рождение ребенка у саамов принято дарить оленя. К совершеннолетию у каждой девушки должно было образоваться собственное стадо, - рассказали в Гильдии межэтнической журналистики.

Хотя есть свидетельства историков, что иногда браки все же совершались по расчету или по решению родителей. Считалось: чем больше женщина может родить детей, тем счастливее брак. Поэтому в семье могло быть до 10 детей. В разных источниках можно найти описание родов. Для них использовали отдельную постройку, и обычно там было очень холодно. Новорожденного, перед тем как обмыть теплой водой, обтирали снегом. Верили, что так ребенок будет сильным.

Кроватку для малыша делали из дерева, бересты и шкур, причем такую, чтобы легко можно было унести с собой. Из игрушек были кости оленей, сушеные гортани лебедей, деревянные поделки. Воспитанием занимались в основном женщины, мужчины учили детей охотиться, ловить рыбу и обращаться со стадом.

Саамские женщины много занимались бытом, но помогали мужчинам и на промысле, и со стадом – приезжали в тундру, чтобы приготовить еду, поддержать уют в домиках, где останавливались оленеводы. Их называли чумработницами (такая профессия сохранилась и до наших дней), они могли сами управляться со стадом. Интересный факт: женщинам в жилище в свое время запрещалось заходить на территорию, где был очаг – это место считалось священным. Хотя у кольских саами был матриархат: они верили, что у женщины душа сильнее. Саамским женщинам было разрешено шаманить - становиться нойдами (к слову, они были еще и целителями). Они легко могли разделать при необходимости и рыбу, и тушу добытого на охоте животного, и дров наколоть. Жизнь кочевого народа была трудной - белоручки бы просто не смогли выжить.

Женщины занимались выделкой кожи и шкур, изготовлением из нее разных вещей, причем речь идет не только о коже оленя, но и рыб. Также они украшали вышивкой одежду - в ход шли цветные нитки, бисер. Такие узоры использовались не только для красоты, но и как опознавательные знаки: по ним определяли, из какой семьи и откуда человек.

А еще только женщины играли в… футбол. «Спортивная форма» - сарафан в пол: для игры во что-то другое не переодевались.

Когда мужчины уходили на промысел или в тундру со стадами, женщины, чтобы как-то развлечь себя в редкие минуты отдыха, придумали гонять мяч между саамскими погостами. Делали его из оленьей шкуры, мехом вовнутрь, набивали оленьим волосом. Такой мяч получался легким, до 5 килограммов, его мочили водой перед стартом. Неудобно, конечно, бегать с подолом в руках, но, с другой стороны, мяч всегда можно было прикрыть тканью и не отдать сопернику.

Традиция играть в саамский футбол дошла и до наших дней. В каждой команде всего пять человек, вместе с вратарем, два тайма по 10 минут с 5-минутным перерывом. Играют прямо в лесу, на ровной площадке, где обычно есть и кусты, и деревья, и кочки, и мох. Пять минут бега по такой местности, и уже кажется, что нет сил. А ведь саамские женщины так и играли в футбол – там, где придется. А еще можно пихать друг друга локтями, ставить подножку - главное, чтобы никто не получил серьезной травмы.

В наши дни быт саами во многом изменился. Редко в какой семье рождается больше двух детей, представители коренного малочисленного народа уже мало занимаются традиционными промыслами, живут не в чумах и вежах, а в обычных квартирах. Но некоторые до сих пор тесно связаны с культурой предков: готовят оленину, не боятся метелей и жары тундры, встречи с хищниками, дома бережно хранят яркую саамскую одежду, а на ночь детям рассказывают сказки, корни которых уходят в легенды и предания.

«
Made on
Tilda