Кладбище военных кораблей
Как и зачем в Баренцевом море ищут могилы судов и самолетов времен войны
Ради истории объединились ученые и военные
- Гибель каждого корабль - это чья-то ошибка. Мы разбираем их, чтобы в дальнейшем не допускать, - говорит научный руководитель комплексной экспедиции капитан 1-го ранга Алексей Корнис.

С начала Великой Отечественной войны прошел 81 год, но до сих пор не преданы земле с почестями все погибшие солдаты. Для многих летчиков и моряков могилой стала морская пучина. И даже когда архивные документы с точностью описывают места и обстоятельства гибели кораблей, судов и самолетов, найти обломки бывает очень трудно. О том, как часто ошибаются документы и почему надо искать морские могилы, рассказали участники комплексной экспедиции, проведенной в 2021 году Русским географическим обществом и Северным флотом.

Северное сияние помогало уничтожать мины

Большую работу провели не только ради восстановления исторической справедливости. Конечно, это была и большая работа в архивах, и сверка полученных данных на местности. Но также военнослужащие Северного флота совершенствовали боевую подготовку, отрабатывали поисково-спасательные работы. Например, несколько этапов совпали с учениями «Умка». Именно поэтому некоторые акустические изображения не показывают широкой публике. Также собирали данные для корректировки морских навигационных карт, проверяли новые суда, поступившие только в 2020 году, изучали опасные минные районы.

В военные годы враг устанавливал целые минные поля. И до сих пор там могут пострадать суда.

- Нашей армии очень везло - при подрыве тех же донных мин погибло не так много судов. Хотя наши исследования показали, что там, где считалось, что не было происшествий, есть останки судов, что говорит об обратном. Минные заграждения у губы Белушья удалось найти в 1943 году, когда они стали взрываться во время северного сияния: геомагнитные возмущения действовали на минные взрыватели и вызывали самоподрыв. Но до сих пор в губе находится порядка 17 мин, - рассказывает Алексей Корнис.

Были в комплексной экспедиции и неудачи. Второй ее этап проходил весной 2021 года на входе в Кольский залив и у полуострова Рыбачий с участием гидрографического судна «Ромуальд Муклевич». Исследователи должны были найти подлодку М-122, которую 14 мая 1943 года атаковали два самолета Fw-190. На месте ее предполагаемой гибели действительно нашли две части судна, которые по размерам походили на М-122, но оно оказалось надводным, а не подводным. Не удалось найти и подлодку М-175, которую в начале 1942 года торпедировала немецкая субмарина.

- Скорее всего, она находится в норвежских территориальных водах. Все это тот случай, когда поиск неэффективный и не приводит к результату, - отмечает Алексей Корнис.

Подняли и забыли

Как ошибаются карты, показывает и ситуация с незамерзающим Кольским заливом. По нему каждый день ходят рыболовецкие и грузовые суда, военные корабли. На берегу строятся крупные заводы, из-за которых обследуют каждый квадратный метр дна акватории. Но до сих пор неизвестно, сколько точно здесь лежит обломков не только судов, но и самолетов. Участники комплексной экспедиции пользовались картой Главного управления навигации и океанографии, однако некоторые указанные на ней затонувшие объекты были подняты еще в советские годы. Например, «Алькоу кадет», который в свое время неудачно подняли, из-за чего он затонул. Это описано в рассказе Виктора Конецкого «Как я первый раз командовал кораблем».

Лучше карт порой помогают дайверы. Так, жители Мишуково рассказали военным и ученым, что совсем рядом с их населенным пунктом лежит самолет «Бостон», к которому часто спускаются любители подводного плавания. Как удалось узнать, затонул он в 1944 году, в 80-х его пытались поднять за моторы, но крылатая машина разломилась на две части. Крылья до сих пор лежат на дне, а вот куда делась хвостовая часть - неизвестно. Исследователи хотят узнать ее судьбу, ведь там, по одной из версий, могли находиться останки погибшего летчика.

А еще помогают рыбаки: их сети часто пугаются и рвутся, цепляясь за обломки на дне. Поэтому многие рыболовецкие компании охотно сотрудничают с экспедициями: и историческая память восстанавливается, и деньги экономятся.

Правда, как раз из-за снастей часто с трудом удается опознать, а какое же судно или самолет нашли в море. Так, например, вышло с легендарным сторожевым кораблем «Туман». Он погиб 10 августа 1941 года, геройски вступив в неравный бой с тремя эсминцами. На картах обозначено место, где «Туман» затонул с поднятым флагом – это 69°33′06″ с. ш. 33°40′20″ в. д. Но на самом деле могила корабля находится в другом месте.

- Были правки в исторических документах, указывающие на то, что допущены неточности. Поэтому была проведена большая работа, в том числе и мурманскими историками, по изучению возможного местоположения. Приблизительно в пяти милях от канонического места было обнаружено судно, по размерам похожее на «Туман». Провели визуальную идентификацию, но такие объекты, как правило, находятся в коконах из рыболовных сетей. Нельзя точно сказать, что мы нашли «Туман», но мы уверены в этом на 95%, потому что есть характерные вырезы, выступы и стойка орудия. Надеемся, что в этом году дополнительно исследуем судно, - отмечает руководитель комплексной экспедиции.

Узнали о диверсии

Переписать историю можно и в части транспорта из числа судов ленд-лиза Steel Worker. Документы гласили, что он затонул в 1942 году, подорвавшись на немецкой авиационной магнитной мине. Но при этом еще в военные годы звучала версия о диверсии. Во время экспедиции РГО и Северного флота корпус Steel Worker удалось обследовать, и данные не оставляют сомнений: взрыв шел изнутри. К слову, удалось найти точное место гибели британского эсминца «Матабелле», первого погибшего из союзных конвоев. Эта трагедия унесла жизни 236 членов экипажа из 238.

Некоторые суда находят случайно. Во время 6 - 8 этапов экспедиции ее участники сочли своим этическим долгом установить точное место, где лежит у Новой Земли ярусолов «Онега», погибший 28 декабря 2020 года. Сейчас координаты известны и нанесены на современные карты, но также рядом нашли затонувшее судно почти в 100 метров длиной. Его историю еще предстоит выяснить.

Некоторые истории трогают до глубины души, ведь у внуков и правнуков, а иногда и детей спустя десятилетия после войны появляется шанс проститься с теми, кто ушел на фронт и не вернулся. Поисково-спасательные силы Северного флота успели обследовать несколько озер в районе Западной Лицы, где шли ожесточенные бои. Водная гладь часто становилась смертельной ловушкой для подбитых самолетов: одни падали в воду, не успев дотянуть до земли, другие садились на лед, в надежде, что он не треснет под весом крылатой машины, но увы... Два водоема, на которые возлагались самые большие надежды, оказались пустыми - на дне были обнаружены только мины.

- В самый последний момент мы зацепили на озере, которое не хотели проверять, что-то, что оказалось обломками самолета И-153. Внутри обнаружили останки пилота, которые были переданы родственникам, - вспоминает руководитель комплексной экспедиции.

По второму заходу

Всего в 2021 году участники экспедиции обнаружили 4 боевых корабля, 12 судов, 2 самолета и 3 донные мины, а также уточнили местоположение 20 судов и кораблей. Для сравнения: с 2013-го по 2020 год силы поисково-спасательного обеспечения Северного флота в Баренцевом море нашли 10 кораблей и судов.
Комплексная экспедиция оказалась настолько успешной, что на Северном флоте решили провести второй сезон.

- Постараемся пройти рядом с рекой Воронья - от места гибели судна «Пассат» до места гибели судна «Меридиан». В планах не только изучить суда, но и осмотреть побережье на предмет обнаружения различных интересных для истории Мурманской области артефактов, так как этот участок практически не исследовался, - отмечает Алексей Корнис. – У Североморска-1 во время установки платформы «Северное сияние» нашли два самолета, погибших в 1944 году, когда они заходили на посадку. Это «Аэрокобра», которая лежит на глубине почти 110 метров, и поднять ее целой почти невозможно. И хвостовая часть самолета «Каталина». В «Аэрокобре» нет летчиков, а вот в «Каталине» могут находиться останки двух пилотов, если за такой срок от них что-то осталось.

Также впервые участники комплексной экспедиции поработают в горле Белого моря, где могли затонуть советские дозорные корабли, и изучат кладбища Восточной Лицы. Есть версия, что там могут быть захоронены погибшие моряки и летчики, ведь не всех могли вывезти и предать земле на мемориальном кладбище в Мурманске.

Встает закономерный вопрос: что делать с найденными судами, кораблями и самолетами? Что изменится от того, что теперь точно известны координаты их гибели?

Участники экспедиции признают, что поднимать все обломки финансово неразумно. Ведь надо не просто поднять, а еще и отреставрировать, а на оба эти процесса нужны миллионы долларов. Конечно, есть пример танка «Шерман», поднятого с затонувшего транспортного судна ленд-лиза «Томас Дональдсон». Его смогли восстановить так, что он ездит и принимает участие в Парадах Победы. Или самолет Ил-2, который силами новосибирских мастеров поднялся в воздух, хотя он больше 70 лет пролежал на дне озера. Но такие случаи единичны. Большинство судов, которые десятилетиями просаливались в морской воде, при подъеме просто развалятся.

В руководстве экспедиции отмечают, что есть смысл подумать над подъемом легендарных объектов, например, «Тумана», чтобы они стали экспонатами в музеях. Также по возможности со дна поднимают останки летчиков и моряков, чтобы предать земле. А координаты на карте важны, чтобы в памятные даты здесь могли проходить мемориальные акции со спуском на воду венков и цветов.

Уникальность комплексной экспедиции в том, что аналогов такой работе военных и ученых нет. На Северном флоте отмечают, что нечто похожее проводит НАТО, но альянс преследует больше военные интересы, а не исторические. Сейчас комплексную экспедицию номинировали на «Хрустальный компас», который называют географическим «Оскаром».

«
Made on
Tilda