С уважением к корням: Северянка изучает создание саамских костюмов
Арина Шаборшина из Ловозера сохраняет традиции своих предков
Чтобы рассказать о малой родине и месте проживания, саами не нужен был паспорт. За них об этом говорил даже не диалект языка (их 11, и носители обычно не понимают друг друга), а костюм. По цвету, узорам, фасону можно было узнать, из какой земли человек. В наши дни саамы все чаще носят обычную, повседневную одежду, которая ничем не отличает их от других народов. Традиция саамского костюма может быть утрачена.

Тем важнее интерес молодых саами к данной теме. Так, Арина Шаборшина из Ловозера собственноручно создала костюм своего народа. В роду девушки объединились две старые саамские фамилии. Сейчас Арина живет в саамском поселении в Норвегии, но каждый год приезжает в родное село.

- В моей семье все были тесно связаны с саамской культурой. Бабушка и дедушка занимались оленеводством, я все детство на летних каникулах проводила в тундре. Мама шьет саамскую обувь – бурки, такие знания у нас передаются из поколения в поколение. Сестра бабушки занимается бисероплетением, тетя делает изделия из корней деревьев, - рассказывает Арина Шаборшина.

Сама она долго вынашивала идею сшить для себя национальный костюм, но все не складывалось. Так как девушка живет за границей, а в России времени проводит немного, то работать над платьем, например, в Ловозере было бы непросто - процесс это небыстрый. Да и мастериц, готовых пошить его, не так много.

- Потом я поняла, почему не складывалось: я должна была сделать его сама. Саамские женщины всегда были рукодельницами и сами шили одежду для родственников, потому что много вкладывали в этот процесс, буквально заговаривали каждый стежок. С каким настроением создавалась одежда, с таким и носилась, - рассказывает наша собеседница.

На ее удачу, в коммуне, где она живет, есть мастерская, где саами могут создать украшения, одежду и т.д. Там Арине и представился шанс сшить платье.

- По фасону оно получилось больше не для кильдинских саами, а похоже на норвежское, потому что у меня не было нужных выкроек. Уже во время процесса я встретилась с местной жительницей, которая тоже приехала из Мурманской области. Она сказала, что у нее есть нужные выкройки и она может мне помочь. Поэтому второе платье я буду шить уже по мотивам моего народа, - отмечает Арина. – Это платье я создала в более современном стиле, использовала цвета, которые мне нравятся. Следующее будет традиционным, я буду использовать синий и красный цвета, вышивка будет по красному сукну. Ткани сейчас используем современные, какие можно купить в магазине. Но даже с учетом того, что платье похоже на норвежское, саами из других земель могут его носить.

На создание костюма у нее ушло почти пять месяцев – с ноября по апрель. Можно было бы и быстрее, но северянка занималась этим в свободное время, которого было не так много. Да и процесс был в новинку.

К сожалению для многих саами, носить национальную одежду каждый день они не могут. Даже создание простого на вид платья выходит в круглую сумму. А те же бурки, созданные из натуральной оленьей кожи, в городе не поносишь – противоледные реагенты быстро уничтожают такой материал. Новое платье Арина будет беречь и носить на различные официальные встречи саами и мероприятия. К слову, представители коренного малочисленного народа очень трепетно относятся к элементам своей культуры, переживают, когда национальные костюмы носят неправильно или создают их с ошибками. Такое рукоделие, как у Арины, поможет избежать таких погрешностей и больше расскажет о культуре детей тундры.

«
Made on
Tilda