Все мы знаем об удивительном мире саамских легенд - о куйве, сейдах, нойдах. Они завораживают. Но в наши дни многие представители коренного малочисленного народа исповедуют православие. От веры в духов к Богу они пришли далеко не сразу. И с этой частью их истории тесно переплетается жизнь одного из самых знаменитых северных святых - Феодорита Кольского.
Родился он в Ростове Великом, учился в Соловецкой обители, жил на Кольском полуострове. За свою жизнь Феодорит Кольский немало путешествовал, но сердце лежало к Заполярью, куда он приехал в 1518 году. Саамов в те годы называли лопарями, и о них святой писал с любовью:
«Тот народ лопарей — люди очень простые и кроткие, и совсем к какому-либо лукавству не склонные, к пути спасения же старательны и охочи».
С представителями коренного малочисленного народа Феодорит Кольский проводил просветительскую работу. Его так и называют до сих пор – просветитель саамов. При этом сначала он не мог их крестить – сан не позволял. Священником он стал уже после того, как в устье реки Нивы был построен храм святого Иоанна Предтечи, ставший началом будущего города Кандалакша. Только тогда он смог обращать лопарей в веру, до этого этим занимался иеромонах Илия.
Общение с саами было непростым. Немало времени ушло у святого на то, чтобы освоить язык местного народа. Многие северяне и сами не понимали соседей, так как говорили на разных диалектах, а пришлому человеку освоение наречий давалось еще труднее. Несмотря на это, просветитель составил саамскую азбуку, перевел многие молитвы. Увы, сама азбука до наших дней не дошла.
Также было сложно Феодориту победить веру коренного народа в духов и очеловечение природы. Многие саамы приняли православие и попытались жить в монастыре, но оседлый образ жизни оказался не по нраву детям тундры - они любили свободу и передвижение, поэтому семьи ушли.
Это стало одной из причин, почему миссионерскую деятельность Феодорита Кольского многие считали провальной, священник даже стал опальным и был отправлен в ссылку в Кирилло-Белозерский монастырь. Но вера помогла ему преодолеть трудности.
«Повелением царя Иоанна Грозного игумен Феодорит возводится в сан архимандрита и поставляется наместником в крупный Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале. В 1556 году Иоанн Грозный избирает Феодорита, как знатока греческого языка и «премудрого богослова», в качестве посланника ко Вселенскому Патриарху с задачей обосновать наследование титула «царя Московского» от римских кесарей, и получить благословение на коронацию. Ответственнейшее дипломатическое поручение Феодорит выполняет блестяще. Таким образом, получает официальный статус идея наследования Московским царством достоинства Византийской империи: «Москва - третий Рим». Последние четырнадцать лет своей жизни преподобный Феодорит вновь проводит в «лопарских пустынях», духовно окормляя крещенный им народ лопарский и братию северных монастырей - Кандалакшского Рождества Богородичного и Печенгского Свято-Троицкого», - сообщает «СоловкиЭнциклопедия».
Сейчас святой Феодорит считается заступником саами. Его роль в жизни Севера емко описал один из самых известных мурманских писателей Виталий Маслов:
- Первая ипостась – культурная, просветительская. Феодорит – просветитель саамов, создатель лопарской азбуки. Именно он первым перевел церковные молитвы, книги на саамский язык, проповедовал лопарям на их родном языке... Вторая ипостась, в которой он является миру, – духовная. Феодорит – креститель саамов... Само по себе крещение саамов означало присоединение северного края к России. Конечно, в этом процессе участвовал не один Феодорит, но он играл главную, решающую роль... Третья область деятельности Феодорита Кольского – труды Феодорита, государственного мужа – не менее важна для осознания нами значения этого человека, его роли в русской истории.