На этой неделе состоялась встреча президента Владимира Путина и губернатора Андрея Чибиса. Мы собрали самые интересные моменты разговора о состоянии дел в Мурманской области.
О рыбаках и рыбе
Говорить о Мурманской области и не затронуть рыбное дело и судоремонт – не получится, тем более что проблем в этих сферах много, а пандемия и антироссийские санкции только увеличили их количество.
- Мы приступаем к модернизации Мурманского рыбного порта в рамках комплексного развития территории, чтобы построить там новую инфраструктуру и обеспечивать переработку и краба, и рыбы. В том числе одним из проектов является развитие судоремонта – того гражданского судоремонта, который очень необходим на нашем берегу. С Минпромторгом и правительством мы подготовили проекты всех решений. Здесь необходимо ваше одобрение, но все идет по плану, - рассказал Андрей Чибис.
Также на встрече говорили об инвестициях в регион, реновации ЗАТО, экологии, «Гектаре Арктики».
- В целом ситуация у вас удовлетворительная. Внутренний региональный валовый продукт растет, промышленное производство. Даже несмотря на Заполярье, сельское хозяйство подрастает, стройка. В целом все хорошо, - отметил Владимир Путин.
О безработице
Президент обратил внимание, что в Мурманской области уровень безработицы выше, чем в среднем по России. Андрей Чибис отметил, что в регионе зарегистрировано 5 тысяч безработных, а создано 27 тысяч вакансий. На показатель уровня безработицы влияют отдельные категории граждан:
- Во-первых, традиция рыбопромышленного комплекса: моряки сходили в море, пришли – несколько месяцев отдыхают. В этот момент у них контракт закончился, традиционно многие из них регистрируются в качестве безработных. Как только новый контракт заключают, пошли опять. И, конечно, большое число среди безработных – это жены военнослужащих: мужья служат, зарабатывают, а они традиционно стоят на учете в центре занятости.
О газификации
Мурманская область – самый мазутозависимый регион страны. Некоторые котельные переходят на другие источники топлива, например, на торф и электричество, в планах - производство топлива из переработанного мусора. Но это ситуацию меняет слабо - нужна газификация. Стоимость газопровода Волхов - Мурманск оценивается в 300 миллиардов рублей.
- У нас отопительный период – девять месяцев в году. И несмотря на то, что у нас одни из самых высоких платежей и тарифов, при той стоимости мазута, которая была в эту зиму, мы вынуждены были заложить десять миллиардов рублей из тех дополнительных доходов, которые получили, для того, чтобы компенсировать межтарифную разницу, вместо того, чтобы эти деньги направить на дороги, школы, больницы, детские сады. Газификация позволит снизить платежи населения до 30 процентов. Это существенно для людей, - отметил Андрей Чибис.
По его словам, в газификации заинтересованы крупные компании, которые ведут работы на Кольском полуострове.
О «зарплате мамы»
С 2018 года в Мурманской области есть такая мера поддержки, как «зарплата мамы». Рассчитывать на нее могли северянки, которые родили первенца до 26 лет. В 2022 году возраст повысили до 30 лет.
- А если женщина рожает после 30 лет, почему ей не платят? Просто тех, кто рожает после 30, гораздо меньше, чем тех, кто до 30, поэтому разница будет небольшая, - спросил президент.
Глава Заполярья отметил, что возрастные рамки рассчитывались с учетом возможности бюджета. Но уже после разговора Андрей Чибис сообщил, что «зарплату мамы» будут получать северянки любого возраста.
Также разговор зашел о зарплатах северян.
- Если в номинале почти 30 процентов рост, то в реальном выражении с учетом поправки на инфляцию - 13 процентов. Это самый важный для нас показатель, - уточнил губернатор.
О новом порте
Мурманский транспортный узел заиграл новыми красками на фоне антироссийских санкций. «Очень перспективный», - емко оценил его президент.
- Восточный берег сегодня задействован. На западном берегу Кольского залива в прошлом году мы запустили строительство (впервые за много десятилетий) нового порта. Этот порт будет готов в 2023 году. Принципиально важно доделать туда железную дорогу. На 56 процентов сегодня общая готовность проекта, на 90 процентов - земполотна под железную дорогу, 27 миллиардов уже вложено, - сообщил президенту губернатор.
Из-за ковида стройка отчасти застопорилась, но к концу 2023 года дорогу планируют запустить, чтобы «Лавна» заработала. К 2030 году Мурманский транспортный узел может выйти на оборот в 80 миллионов тонн грузов.