Саамский писатель о жанре фэнтези:
«Я не люблю выдумывать на пустом месте, а отталкиваюсь от реальных событий»
Александр Рыжов о том, почему не понимает своих критиков и что сейчас происходит с саамской культурой
Известных произведений жанра фэнтези, которые в свое время успешно выстрелили, на слуху достаточно. Взять тех же «Гарри Поттера» или «Властелина колец». А знали ли вы, что в Мурманской области живет писатель Александр Рыжов, которого считают основоположником саамского фэнтези? Хотя сам он себя таковым не считает…
О чем же творчество необычного автора?

Фантазии только на крепком фундаменте

Писатель поделился с нами, как его книги связаны с культурой коренного малочисленного народа Севера, но при этом остаются вне жанра фэнтези.
- Впервые меня назвали основателем саамского фэнтези 20 лет назад, после того как в Москве вышел мой первый роман «Земля Тре». Через два года появилось продолжение, а потом и третья часть. Скажу сразу, что я терпеть не могу слово «фэнтези», равно как и сам жанр. Как правило, он предполагает, что автор на пустом месте выдумывает некую страну, ее прошлое. Мне это не нравится - я люблю историю как таковую и в своих текстах стараюсь отталкиваться от реальных событий. То есть если и фантазировать, то на крепком фундаменте, - рассказывает автор.
Александр отмечает, что «Земля Тре» и ее сиквелы — не фэнтези, а скорее историко-фантастические романы. В них описываются земли, которые существуют в действительности и близки к нам: Новгородская республика, Кольский полуостров, Скандинавия…
- Сюжет разворачивается в конце Х века, в его основе — первые попытки новгородцев проникнуть за Полярный круг. Другое дело, что в историю я вплетаю элементы саамского фольклора: мои герои встречают на своем пути персонажей северных сказок и эпосов, борются с ними или, наоборот, завязывают дружбу. Почему мои критики обозначили все это термином «фэнтези», я не знаю. Пусть это будет на их совести, - говорит писатель.

Роман, за который не стыдно

В конце прошлого года у Александра Рыжова вышел новый роман - «Таисия», который он писал без каких-либо коммерческих целей, для души. Правда, рукописям пришлось ждать своего часа довольно долго – они «созревали» на полке с начала 2000-х.
— Когда меня спрашивают, о чем этот роман, я обычно отвечаю: обо всем – о любви, о кризисе яркой творческой личности, о ностальгии по ушедшему детству, об умирающей российской деревне… Идея как раз и пришла в маленькой деревушке в Тверской области, где у меня был дом. Деревушка больше не существует, и «Таисия» — это своеобразный памятник тому, что ушло безвозвратно, - отмечает автор.
В книге описывается столкновение совершенно разных характеров, которые затем притягиваются друг к другу. Молодой писатель Сергей приезжает в почти заброшенный поселок, встречает там местную жительницу Таисию, дивится ее странным привычкам, ее изолированности от мира и цивилизации, но постепенно влюбляется в нее и сам начинает меняться.
Роман впервые опубликовал саратовский журнал «Волга XXI век», отдельной книжкой он выпущен в издательстве «Дроздов-на-Мурмане», а четыре года назад был снят одноименный сериал, который и сейчас часто показывают, например, на канале «Домашний».
- Сценарий писал я сам, режиссер Валерий Ибрагимов ничего не менял и не додумывал. Хочу сразу сказать, что книга и фильм — две абсолютно разные вещи. Если кому интересно, рекомендую сперва почитать книжку, а потом посмотреть кино. Понимаете, сериал предназначался для ТВ, для массовой аудитории, и в нем неуместны ни серьезные социальные проблемы, ни психология, ни философия. Люди смотрят фильмы по телевизору, чтобы отдохнуть и развлечься. Поэтому я переделал всю эту сложную коллизию в типовую мелодраму с вкраплениями детектива. В заданных рамках, по-моему, получилось не так плохо, - говорит наш собеседник.
К слову, эта книга стала у писателя самой любимой из его собственных произведений.
- Я, признаться, не очень люблю свои тексты, вижу их недостатки, но «Таисия» стоит особняком. Почему? Главный герой в какой-то степени - мое альтер эго. Хотелось через него передать собственные впечатления, свой взгляд на мир, на время, в котором мы живем, на отношения между людьми. Что-то получилось, что-то нет, но в любом случае за эту книгу мне не стыдно, - поделился северянин.

«Саамский язык не умрет»

Александр Рыжов, хоть и обращается в своих произведениях к саамской культуре, пишет все же на русском языке, чтобы всем было понятно. Тем не менее он помогает популяризировать древнее саамское слово, носителей которого с каждым годом становится все меньше.
- У меня, к сожалению, нет способностей к языкам. Уже пять лет учу испанский, но что называется ни в зуб ногой. А саамский гораздо сложнее. У меня много хороших знакомых среди саами, я с ними консультировался, когда работал над «Землей Тре». Поэтому пяток обиходных фраз знаю, но дальше этого дело не продвинулось. Я время от времени перевожу стихи с саамского на русский, и недавно вышел сборник поэтессы Ольги Перепелицы - там порядка трех десятков моих переводов. Для этого используются подстрочники, то есть автор пишет мне дословный перевод стихотворения на русский, а я уже придумываю рифмы, подгоняю под нужный размер и так далее, - рассказывает писатель.
Александр отмечает, что угасание культуры – проблема всех малочисленных народов. В том числе на грани исчезновения находится и саамский язык. Тем не менее у него есть все шансы «остаться в живых» и разгореться с новой силой.
- Понятно, что практической пользы саамский язык уже не имеет, все представители этого народа прекрасно разговаривают по-русски, в том числе в своем обиходе. Но язык — часть культуры и часть истории, к которым я отношусь весьма трепетно и с большим уважением. И вот как культуру, как исторический экспонат его и надо сохранить. Благо к саами у нас в области повышенное внимание, разрабатываются программы поддержки, проводятся тематические мероприятия, поэтому бояться не надо: ни саамский язык, ни в целом саамская культура не умрут. И речь идет не о возрождении, а о сбережении. Энтузиастов для этого достаточно, - уверен автор.

О критике

Для саамского писателя очень важно мнение читателей. Он постоянно мониторит несколько крупных книжных сайтов, где пополняется коллекция отзывов на его произведения.
- На «ЛитРесе» публика активная — только на аудиоверсию моего романа «Зов Полярной звезды», вышедшего год назад, написано уже 60 отзывов. А если суммировать рецензии на все мои книги, то счет идет на сотни, и каждое мнение мне важно. А на «ЛайвЛибе» я существую в двух ипостасях: есть профиль под настоящей фамилией, а есть под псевдонимом Александр Руж, под которым я пишу последние два года. Откликов немало. И хвалят, и ругают, - говорит наш собеседник.
К негативным отзывам автор старается относиться спокойно, особенно если человек обосновывает свою позицию. А еще имеет значение, кто именно пишет критические отзывы.
- Когда лет 15 тому назад обо мне напечатали жесткую статью в «Литературной газете», мои знакомые кинулись мне сочувствовать, а я и не ощущал себя обиженным, ведь это была статья, написанная профессионалом и опубликованная в ведущем литиздании страны. Это называется конструктивная критика, она бывает полезна. А когда просто пишут, как на заборе: «Книга — дрянь», это раздражает. Причем теперь пользуются никами, и не поймешь даже, кто это был. Такое ощущение, что кто-то тебя мимоходом пнул, порадовался и растворился в толпе, - объясняет мастер пера.

«Вдохновение оставим поэтам»

А где же искать идеи для новых книжных шедевров? Муза ждет вас в раскрытых томах. Александр отмечает, что стать хорошим писателем, не будучи хорошим читателем, невозможно. За свою жизнь он прочел тысячи книг и продолжает делать это ежедневно, в любую свободную минуту.
- Так как начиная с 2020 года я работаю одновременно над двумя сериями ретро-детективов и приключенческих романов, у меня в приоритете литература историческая. И так бывает, что читаешь что-то по интересующей тебя эпохе, и вдруг – раз! - попадается необычный факт, который может послужить зерном для будущей книги. А дальше уже главное — не лениться. Вдохновение — это для поэтов, а проза — труд, причем тяжелый и выматывающий, - говорит писатель.
У автора есть определенная норма печатных знаков, которую он должен выполнить за день. И сила воли его не подводит.
- Утром, даже если нет желания, я заставляю себя сесть за компьютер и начать работать. Бывает, что очень сложно раскачаться, слова не идут, потом расписываешься, становится легче. Но бывает, что и до ночи просиживаешь, особенно если попадается сцена с массой подробностей (описание одежды, экипировки, исторические отступления), которые надо выверять. Вообще, в писательской работе важнее всего — чтобы не мешали и не отвлекали. Мои домашние это знают, - делится наш собеседник.

Стоит ли покорять столицу?

Несмотря на то, что Александр Рыжов давно не новичок в писательском деле, покидать родной Север ради достижения новых литературных вершин где-нибудь в Москве он не стал. Автор живет в Оленегорске, который он любит за умиротворенность.
- Хоть я и учился в свое время в Петербурге, но к большим городам так и не привык. Мне ближе маленькие городки, где не так людно, нет скопления машин, шума, суеты. В Оленегорске все находится в шаговой доступности и не нужно тратить уйму времени на походы по магазинам или на то, чтобы отвести ребенка в школу, - делится писатель.
Больше 10 лет северянин живет исключительно литературным трудом, работает дома за компьютером, а написанное отправляет по электронной почте в издательство. Быстро и удобно.
- Более того, когда была пандемия, у меня и встречи с читателями проходили в онлайн-режиме. Издательство устраивало трансляцию, и я, не выходя из квартиры, мог пообщаться со своими читателями из той же Москвы, Саранска, Калининграда, Самары и многих других городов. Впрочем, сейчас, когда сняли ограничения, я стараюсь все-таки побольше ездить, потому что очные выступления ни с чем не сравнимы. Весной у меня за два с небольшим месяца было 9 творческих вечеров в разных городах, - отмечает Александр.

Новые вершины

Совсем недавно писатель участвовал во всероссийском книжном фестивале «Красная площадь», где стал обладателем национальной премии «Русский детектив» за роман «Зов Полярной звезды». Этим романом в прошлом году открылся цикл о Вадиме Арсеньеве, сотруднике особой группы ОГПУ.
- Цикл набирает популярность, на данный момент опубликованы четыре романа, самый свежий из них — «Полюс вечного холода» — вышел буквально месяц назад и по итогам июня попал в двадцатку самых продаваемых детективов в России в рейтинге крупнейшего книжного интернет-магазина, - вспоминает автор.
В ближайшем будущем писатель порадует читателей новой книгой «Ведьмино кольцо», в настоящий момент работает уже над шестой частью этой серии. Такой продуктивности можно только позавидовать.
- Работа очень интересная, действие происходит в 1920-е годы в различных уголках Советского Союза. Особая группа, в которой служит мой герой, реально существовала при Главном политуправлении и занималась изучением, как бы сейчас сказали, паранормальных явлений. Удивительно, но до меня, кажется, никто из беллетристов к этой теме не прикасался, - поделился фантаст.
Параллельно Александр Рыжов пишет сценарии для знаменитой петербургской анимационной студии «Мельница», потихоньку собирает новую книгу стихов… Словом, скучать некогда!..

«
Made on
Tilda