Главное – ликвидировать экологический ущерб:
Затопленные суда в морях Северного Ледовитого океана будут поднимать
Работы с опасными объектами должны завершиться к 2035 году
В морях и океанах таятся целые залежи металлолома в виде старых затонувших судов. Сокровища так себе - они сильно вредят экологии. Что же с ними делать?
Проблему подъема затопленных и опасных объектов в морях Северного Ледовитого океана обсудили в Мурманске. Мероприятие прошло в рамках плана председательства России в Арктическом совете в 2021 - 2023 годах.
Радиоактивные отходы постоянно затапливали во многих странах, развивавших атомную энергетику. Такой метод, например, использовался в СССР с конца 50-х годов. Отношение России к оценкам экологической безопасности и к ранее принятым решениям по затопленным объектам изменилось после увеличения интенсивности использования Северного морского пути. Сейчас наиболее остро ставится вопрос подъема атомных подводных лодок, в реакторах которых находится отработавшее ядерное топливо.
- Ликвидация накопленного экологического ущерба, в том числе подъем радиоактивных и опасных объектов, остается нашим неизменным приоритетом. Этот вопрос с каждым годом становится все более актуальным по мере дальнейшего экономического освоения Арктической зоны РФ, включая развитие Северного морского пути, интенсивность судоходства по которому будет лишь возрастать, — сообщил посол по особым поручениям МИД России, председатель комитета старших должностных лиц Арктического совета Николай Корчунов.
По словам зам. председателя Комитета Госдумы по промышленности и торговле Геннадия Скляра, подъем затопленных атомных подводных лодок и решение других накопившихся в арктическом регионе проблем нужны для процесса обустройства Северного морского пути и его превращения в мировой транспортный коридор.
- В нынешних условиях задача подъема опасных объектов в морях Северного Ледовитого океана должна решаться, прежде всего, за счет консолидации наших собственных ресурсов внутри страны. При этом международное сотрудничество с дружественными странами нам необходимо также освоить. Если эта задача стратегическая, то мы должны поднять вопрос об участии наших сырьевых корпораций, тех компаний, которые заинтересованы в развитии Арктики и Северного морского пути. Должны быть не только ресурсы федерального бюджета и федеральная программа, но, на мой взгляд, необходима серьезная работа по поиску партнеров, которые вместе с государством эту задачу решат, — подчеркнул Геннадий Скляр.
Всего с конца 90-х годов в России утилизировали 120 атомных подводных лодок, выведенных из боевого состава флота, сняли с эксплуатации 1004 радиоизотопных термоэлектрических генератора. Вывезено и переработано на производственном объединении «Маяк» более 50 тонн отработавшего ядерного топлива. Этому способствовали две федеральные целевые программы и семь межправительственных соглашений.
Согласно плану госкорпорации «Росатом», работы по подъему опасных объектов в морях Северного Ледовитого океана должны завершиться к 2035 году. Будет использоваться государственная программа, которая предполагает размер средств в 22 миллиарда рублей.
Участники встречи обсудили итоги проведенного в 2021 году обследования затопленных объектов, радиационную обстановку в заливах Новой Земли в Карском море, международный опыт выполнения судоподъемных работ.
Также эксперты отправились по Кольскому заливу на теплоходе «Клавдия Еланская» к месту затопления подводной лодки Б-159, которое произошло в 2003 году во время транспортировки судна на утилизацию. Участники ознакомились с возможными вариантами судоподъемных работ на месте затопления Б-159.
До 2035 года предусмотрены меры по исключению попадания в Арктическую зону токсичных веществ, возбудителей инфекционных заболеваний и радиоактивных веществ. В свою очередь «Стратегия развития Арктической зоны РФ и национальной безопасности» предполагает завершение реабилитации водоемов, где находятся затопленные и затонувшие объекты с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами, в 2025 - 2030 годах.
С учетом быстрого изменения климата в Арктике российская сторона, в первую очередь, рассматривает задачи по смягчению его негативных последствий, сохранению и восстановлению окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов, поддержанию здоровья арктических экосистем, включая морскую среду, сохранению биоразнообразия, в частности, мигрирующих видов птиц.


«
Made on
Tilda