Федор Конюхов снимает объемную меховую шапку, а под ней - его фирменная фуражка. Известный путешественник одет так, словно собрался на Северный полюс, что близко к правде: при -24 в Кировске начался его трансконтинентальный перелет на воздушном шаре, который должен подняться на высоту в пять тысяч метров (для сравнения: самолеты летают на 10 тысячах метров), и там, на этой высоте, будет тоже около -30.
Специально для этого путешествия был построен самый большой – размером с «хрущевку» - воздушный шар в истории отечественного воздухоплавания! Пока эту махину накачивают теплым воздухом от газовых горелок, над аэростатом играет мощное северное сияние.
Компанию в перелете Федору Конюхову составил президент Федерации воздухоплавательного спорта России Иван Меняйло. Он говорит, что в таких полетах всегда проще вдвоем, чем в одиночку.
— О чем говорить будете там, наверху? - спрашивают у путешественников провожающие.
— А о чем в небе говорить? Конечно, о смысле жизни.
— И в чем он?
— Прилетим - расскажем.
Подготовка к трансатлантическому перелету началась еще в 2017 году. Путешественники планировали установить два мировых рекорда. Первый – по дальности беспрерывного перелета на воздушном шаре - в 1997 году установил японский пилот Мичио Канда, который над Австралией прошел 2360 километров, тогда как россияне поставили перед собой цель в 2500 километров. Как говорит Конюхов, это достижение в России даже не пытались побить:
- Тут сам Бог велел! У нас же страна большая! Вот Канда в своей стране не смог далеко улететь, поэтому поехал в Австралию. А у нас такие просторы!
Второй рекорд – по продолжительности полета. Здесь участники экспедиции бросают вызов уже самим себе: вместо 55 часов, которые они пролетели шесть лет назад, путешественники хотят пробыть в воздухе 60 и более.
- Это настоящий спорт. Волнуюсь, конечно. Я установил больше 20 мировых рекордов, но все равно каждый раз переживаю Шар – сооружение серьезное, приборы как на самолете, им сложно управлять. Любая ошибка – и или загорится, или упадет, или взорвется, - говорит Федор Конюхов.
- Я передаю Федору Филипповичу GPRS-трекер, который во время полета будет показывать, где находится шар, на какой высоте, с какой скоростью движутся. После посадки трекер передадут обратно мне, и после вскрытия данных будет заключение насчет рекорда, - объяснил перед стартом комиссар Международной федерации авиационного спорта Наири Барсегян.
Март в Мурманской области - месяц зимний. До старта полета почти каждый день был сильный снегопад, дул ветер до 30 м/с на побережье, а прямо перед отлетом ударили крепкие морозы. Но даже при ясном небе и штиле все не так просто. Ветер в воздухоплавании - главный друг и враг. До последнего было точно не известно, когда именно воздушный шар поднимут в воздух, ведь его могло унести, например, в сторону Финляндии или Анадыря. Даже после того, как аэростат оторвался от земли, точка финиша не была известна, но путешественники планировали держать путь в сторону Красноярского края.
- Погода в воздухоплавании – самое главное. Сейчас прогноз рабочий. Вещей с собой взяли много, но самое важное – голова, - говорит Иван Меняйло.
Перед стартом Федору Конюхову подарили икону святого Николая Чудотворца – покровителя путешественников.
- Там, в небе, ближе к Богу, - улыбнулся Конюхов, пряча икону за пазуху.
Около пяти часов утра 24 марта шар поднялся в воздух. Завершился перелет в 3.24 утра 26 марта, когда путешественники посадили аэростат на взлетно-посадочную полосу аэродрома Хатанга в Красноярском крае.
Россияне побили рекорд японца – преодолели по воздуху 2540 километров. Рекорд по длительности не установили, зато есть ряд других достижений. Экспедиция стала самой продолжительной за Полярным кругом – тепловой аэростат шел в коридоре 67 - 72 градусов северной широты. Помимо этого впервые в истории пилоты прошли на тепловом шаре с открытой корзиной над морской акваторией в высоких северных широтах – Баренцевым и Карским морями.
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
12 тысяч кубометров – объем воздушного шара
36 метров – высота вместе с корзиной
6 тонн – вес на старте
109 км/ч – максимальная набранная скорость
5820 метров – максимальная набранная высота