Еще несколько лет назад, чтобы купить работу художника, нужно было пойти на специальную выставку или к нему обратиться в мастерскую и сделать заказ. Сегодня то же самое можно сделать в интернете, однако мало кто знает про еще один вариант. Арт-маркет — это ярмарка, где разные художники выставляют на продажу свои товары, будь то открытки, значки или одежда, созданные с помощью принтов. Мурманский арт-маркет «Мох» впервые прошел в 2022 году и с тех пор только набирает обороты. Организаторы Ирина Труш и Анастасия Грекова - молодые мурманские художницы, которые занимаются развитием культурной жизни в сфере производства и местного художественного сообщества.
- Расскажите о себе...
- Вообще-то я Анастасия, но все зовут просто Ася. В этом году мне исполняется 25 лет. Профильного образования у меня нет — бросила МГТУ в конце концов, поняла, что быть инженером-строителем для меня дико скучно. Несколько лет вообще не занималась рисованием, потому что все время ищу работу. А потом я поняла, что больше так не хочу — надо делать что-то и для души. Так в 2019 году начала вестись группа в соцсети, и постепенно творческая деятельность пошла в гору. Сейчас я уже более-менее узнаваема в арт-сфере, да и вообще влилась в ярмарки и рынки.
- Я просто креативный человек, 22 года, зовут Ира. Родилась и выросла в Мурмашах, приземлилась в Мурманске около 10 лет назад и совершенно не хочу уезжать. Очень люблю этот город, хочется его развивать и чувствовать себя в нем комфортно. Конструктор-модельер, работаю в швейном магазине и шью сама. С Асей мы познакомились в 2016-м году, сдружились, начали участвовать в разных проектах. У нас в целом есть компания друзей-знакомых, которые встречаются. Например, организаторы «Сириуса» и «Поляриса» - косплей-мероприятий в Мурманске.
- Как вам пришла идея создать маркет?
- Все началось с того, что мы хотели сделать сходку с подписчиками. Наша знакомая помогла тропической ярмарке на побережье «Северный замок». Участие было приятным, так что мы пришли. Там-то и поняли, что люди узнают нас и продукты идут к современным столам. Из-за ужесточения временного карантина длительные сроки размещения организации сбора. В конце августа 2021 года мы встретились с Ирой в кафе и подумали: а чего мелочиться? И решили вместо сходки устроить целый рынок. С того момента и до апреля 2022 года мы подготовили наш первый «Мох».
- Вы организовали заранее какие-либо мероприятия?
- У нас совершенно не было опыта такой работы, но мы постарались вспомнить все, что знали о столичных маркетах, взяли от них лучшие и исправили ошибки, которые замечали. Сейчас с этим чуть проще — есть усредненные стандарты, которые желательно учитывать. На первом «Мхе» с нами была еще Аня, наша общая знакомая фотограф и кукольный мастер. Она очень помогла с учетом, как минимум в бюджете, так как расходы мы делили на троих. Больше она с нами не работает, так как переехала в Москву. Хотя на прошлый маркет она к нам приезжала. Вообще на сегодняшний день можно сказать, что маркеты в России только начинают жить. До карантина их было очень мало - пара крупных предприятий в столицах и еще пара меньше.
- Почему именно «Мох»?
- Одна из первых вещей, которую мы решили сделать, — выбросила свою айдентику. Искали что-то, что ассоциировалось бы с Мурманском. Знакомая предложила «Мох», потому что его можно расшифровать как Мурманское объединение художников. От него во многом и оттолкнулись, остановившись на идее фэнтезийного леса.
- Собственно, «Мох» мы решили создать как некую стартовую площадку для создания творческих коллективов. Это дает возможность участвовать в ярмарках художников, которых довольно много в России: как делать свой мерч, реализовывать его, к чему быть готовым. Факт, что таким образом можно заработать на творчестве, все еще многим неизвестен.
- Почему вы решили провести мероприятие в библиотеке?
- В августе 2021 года мы пришли в областную научную сеть, узнать, можно ли у них арендовать помещение. В сентябре договорились об этом и начали готовиться. На самом деле нам повезло со стоимостью аренды. Цена в других местах нас не устроила, да и в целом подходящих площадок мало. Для маркета важно освещение хорошее, желательно естественное. В Мурманске с этим и так не всегда все гладко, а когда окон нет совсем - грустно получается. Для сравнения: в Питере есть огромная площадка «Красный треугольник» - это переделанный бывший завод, и он стоит за то же время дешевле многих мурманских мест. К тому же библиотека нам предоставляет столы, а в других местах их надо искать и брать в аренду отдельно от помещения. Тем не менее меньше кредита примерно на треть всех расходов.
- Зачем нужны арт-маркеты?
- Еще пять лет назад для художников удалось получить «коммишки» — рисунки на заказ. Стоимость ухода была высокой. Потом появились специальные группы, где можно было набирать заказы. В том числе появилась возможность работать с иностранцами. Но к важному моменту, когда эта сфера начала активно транспортировать, отключили страну от зарубежных платежных систем. Работать с ними все еще можно, но это стало намного сложнее.
- Честно говоря, мы вообще не допускаем, что к нам могут приехать иногородние художники. Надеялись, что хотя бы местные ребята обратят на нас внимание и мы сможем собрать достаточное количество участников. Когда на первый «Мох» подались 35 человек, мы были очень удивлены. Даже выбрали, кого из них взять, а не наскребать, лишь бы набрались столы.
- Чем для художников хорош именно Мурманск?
- В Мурманске для художников есть несколько прекрасных возможностей. Во-первых, хорошая транспортная доступность, в том числе столиц, куда можно также подаваться на арт-маркеты. Во-вторых, потому что в регионах с той же аудиторией таких мероприятий, как собственно «Мох», зачастую просто нет. К тому же организаторы представления маркетов не проводят их часто, и из-за организации они в состоянии больше сосредоточиться на качестве. Естественно, проходимость такая, как в Питере или Москве, здесь не встречается. Поэтому приходится очень стараться обдумывать, как сделать все максимально интересно и комфортно для участников и для гостей.
- Как вы отбираете участников?
- Главное, на что мы обращаем внимание - это индивидуальность, качество и разнообразие товаров. Если есть возможность, берем людей с лесной тематикой, так как они попадают в тему «Мха». Стараемся не брать мастеров, у которых уже есть площадки для реализации, а вот у художников из Мурманска таких возможностей практически нет. На самом деле выбрать людей для маркета очень сложно. Обычно мы довольно долго обсуждаем, кого взять, а кого нет.
- Есть ли у вас уже планы на будущее?
- Мы думали расширяться, но пока сложно придумать, что нам сделать интересного для второго зала. Большая ошибка для маркета — сделать два зала, где в одном есть разные занятия, вроде концерта или мастер-класса, а в другом столы только художников. Второе помещение в таком случае будет пустовать. В целом новая тематика и дата уже необходимы, но собрать много мы не можем. Возможно только, что пройдет он осенью, и вам стоит посмотреть (или пересмотреть) мультсериал «По ту сторону изгороди».