Учебный год в Мурманской области богат на нововведения. Во-первых, все школы, гимназии, лицеи перешли на пятидневный режим работы, во-вторых, в расписании появился внеурочный курс «На Севере – жить!». Он вызвал немало дискуссий среди родителей, главные вопросы - не будет ли это дополнительной нагрузкой на детей и в чем его польза?
Интересно
и полезно
Как поясняет министр образования и науки Мурманской области Диана Кузнецова, о лишней нагрузке на юных северян речи не идет. По федеральным стандартам, образовательная программа делится на уроки и внеурочную деятельность. С первыми все понятно – это привычные нам русский язык, математика, химия, история и т.д.
На внеурочную деятельность выделяется 10 часов в неделю. Новшеством это назвать нельзя – в жизнь школ оно вошло много лет назад. Например, проходили часы чтения, пространственной геометрии, функциональной грамотности. Учреждения могли сами выбирать, по каким предметам ввести курсы углубленного изучения и профориентационную работу.
С 2022 года на федеральном уровне направления этой работы с детьми (спорт, общекультурное и т.д.) прописали более детально. Например, в расписании появились «Разговоры о важном», с которых начинается каждый понедельник. Школьники проходят важные для современной России темы. «На Севере – жить!» - по сути, такое же занятие, но уже о родном регионе.
- Такие занятия проходят по всей стране, просто называются по-разному. В Мурманской области были обращения родителей о том, что дети не знают малой родины, поэтому мы разработали региональную программу из семи модулей. Она рассчитана на 34 часа в год, одно занятие длится до 30 минут, и при этом дети не получают домашнего задания, - отмечает Диана Кузнецова. – Важно понимать, что эти 10 часов в неделю на внеурочную деятельность были заложены и ранее, поэтому ни о какой сверхнагрузке речи не идет.
Хоть в музей, хоть на предприятие
Занятия «На Севере – жить!» рекомендовано проводить по пятницам в начале дня, чтобы не перегружать другие дни. Также по желанию родителей и детей беседу в классе могут заменить выездом, например, в музей или на конкретное предприятие (такие компании, как «Новатэк», «ФосАгро», Кольская АЭС и другие). Но прежде чем поехать туда, школьники должны узнать, как устроена экономика региона. Вести занятия будут классные руководители, но иногда в класс могут заглянуть и спикеры по конкретным темам.
Конечно, ранее в школах уже были уроки краеведения, но новый курс отличается от них акцентами.
- На краеведении больше говорили об истории, географии, а в данном случае ребята больше узнают о возможностях региона и о том, как себя здесь реализовать, какие меры поддержки есть для молодежи - стипендии, гранты, мероприятия, проекты, как «Работа рядом», и так далее. Ведь юные северяне должны знать, что они могут получать от 25 до 100 тысяч рублей за успехи в учебе, что их активность в общественной жизни, волонтерство и так далее будут поощряться. Школьникам будут рассказывать о востребованных в Мурманской области профессиях и о том, куда пойти на них учиться. Также мы провели опрос, во время которого северяне выбрали 30 лучших мест, которые должны посетить дети. И на них будет сделан акцент, - добавляет Диана Кузнецова.
Родители могут узнать, о чем будут рассказывать детям, заглянув на сайт проекта, где выложены программа, видео и другие материалы по темам. Для каждого возраста учеников – свои темы. Например, для школьников постарше: кто такие глава муниципального образования и глава региона, за что они отвечают, для младшеклассников – о символах региона.
Курс «На Севере – жить!» будет идти в комплексе с работой одноименного Центра гражданско-патриотического воспитания детей, центра «Авангард», оздоровительно-образовательного центра «Гандвиг» и лагерей, портала «Молодая Арктика».
К слову, рассказывать о малой родине будут и в колледжах, ведь и студенты не всегда имеют полное представление о том, какие предприятия есть в регионе, какие проекты реализуются и как будет развиваться Арктическая зона РФ.