Андрей Чибис: Судоремонт будет развиваться в Кольском Заполярье не одно десятилетие
Важную для рыбаков отрасль помогут поставить на ноги крупные инвесторы
Мурманск станет одним из центров развития судоремонта в стране. (Фото: Антон ЗАБИРОВ)
За последний год жизнь россиян во многом стала другой, а в некоторых сферах изменения кардинальны. Так, на новые рельсы встает жизненно важный для рыбной отрасли судоремонт. Еще недавно многие отечественные компании ремонтировали свои суда за границей, но с введением антироссийских санкций это стало невозможно. Тогда внимание промышленников обратилось на российский берег, но сейчас мощностей для нужных работ, особенно по крупнотоннажным судам, в стране не хватает.
Уникальный, незамерзающий и глубоководный
О развитии судоремонта, снижении стоимости рыбной продукции для населения и увеличения загрузки портов в стране не раз говорили на тематических совещаниях под руководством президента. Также вопрос неоднократно выходил на федеральный уровень. Например, на прошедшем в июне Петербургском международном экономическом форуме стало известно о достигнутой договоренности по созданию судоремонтного кластера в Кольском Заполярье.
- Мурманская область обладает высоким транспортным потенциалом, связанным в первую очередь с незамерзающим круглогодичным глубоководным портом Мурманск, – отметила тогда вице-губернатор Ольга Кузнецова. - Существуют сложности в сфере судоремонта. С учетом имеющихся задач по развитию Арктической зоны Российской Федерации, правительство Мурманской области совместно с АО «ГТЛК» приступило к работе по созданию судоремонтного предприятия по типу кластера на территории Мурманской области с учетом потребностей судоходных и рыболовецких компаний региона и участников Северного морского пути.
Возрождая на историческом месте
На этой неделе в Мурманске произошло важное событие, которое показывает эффективную работу команды губернатора по привлечению в регион инвесторов. Правительство Мурманской области и компания S7 подписали соглашение о стратегическом партнерстве и, в частности, о развитии судоремонта в Мурманской области. Компания стала владельцем инфраструктуры вблизи морского вокзала в Мурманске.
На этой территории планировали создание «Нового Мурманска», но с учетом изменения ситуации для проекта выберут другую площадку для реализации. Уже известно, что первым его объектом станет региональный центр здоровья и отдыха «Арктический акватермальный физкультурно-оздоровительный комплекс», он расположится в районе Подгорной.
— С учетом текущей конъюнктуры и потребности в развитии судоремонта мы договорились, что на территории судоремонтного завода будет создано современное предприятие по судоремонту. С учетом закрытия портов и судоремонтных предприятий за рубежом у наших рыбаков есть большая потребность в таком обслуживании. Также договорились об участии компании в преображении Мурманска, подготовке мастер-плана города, подготовке кадров в сотрудничестве с нашим МАУ, - отметил губернатор Андрей Чибис.
— В первую очередь, это соглашение о доверии, - сообщил председатель совета директоров ЗАО «Группа компаний С7» Евгений Елин. — S7 Group не только авиационная, но и инженерно-производственная компания с большим опытом. Мы заинтересованы в восстановлении судоремонтного завода в Мурманске. Здесь мы используем весь наш опыт создания промышленных производств.
Одним из первых шагов участия S7 в жизни Кольского Заполярья станет передача МАУ компьютерного класса. Группа компаний также будет участвовать в качестве инвестора в проекте «Новый Мурманск».
В Арктике –
все условия
Еще одним центром притяжения для отечественного флота должен стать Мурманский морской рыбный порт, который из частной собственности перешел в государственную.
- Для развития судоремонта нам необходимо активно начать модернизацию Мурманского морского рыбного порта. Надо строить современный логистический хаб. Конкретные задачи есть, к середине июля надо представить предложения по развитию порта в администрацию президента, - отметил во время своего визита в июне в регион глава Росрыболовства Илья Шестаков. - Для нас Мурманский морской рыбный порт – стратегически важный объект. Планируем, что будет сохранена рыбная специализация, сделан судоремонт, в том числе для рыбопромысловых судов. План большой, и мы его обязательно выполним, потому что для Северного бассейна, с учетом санкций, развитие порта имеет стратегическое значение.
Продвижение в важном вопросе в Мурманской области высоко оценивают на федеральном уровне.
- В России появился спрос на отечественный судоремонт, ответом на который является реализация новых промышленных проектов. В Арктике созданы все необходимые условия для привлечения инвестиций в эту отрасль, имеющую стратегическое значение. При этом важно, чтобы промышленные проекты синхронизировались с развитием и благоустройством городов, со строительством новой социальной инфраструктуры. Такой комплексный подход даст необходимые эффекты, главные из которых - ускоренное развитие экономики Мурманской области и повышение качества жизни северян, - отметил министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

В августе 2023 года «КП»-Мурманск» провела круглый стол «Рыбная отрасль Мурманской области в контексте новых вызовов», участники которого говорили о важности возрождения судоремонта в регионе.
- Мы еще в 2013 году говорили, что необходимо судоремонт удержать и дать ему толчок для развития, что наступит время, когда вспомнят об этом. Но нас никто не слышал, потому что условия были замечательные за границей. Часть компаний не ушла за рубеж, мы остались ремонтировать здесь. В России есть хорошая база снабжения. Не буду называть компании, которые занимаются орудиями лова, снабжения материальной части, но они буквально росли при нас. Сейчас судоремонт у нас тяжелый, но его нужно развивать - это повлечет за собой развитие и других отраслей, - отметила Марина Бачурихина, генеральный директор ООО «Севрос», представитель Ассоциации прибрежных рыбопромышленников и фермерских хозяйств Мурмана.

«
Made on
Tilda