Палочная система и взятки – уже миф?
Начальник мурманскоой ГИБДД - о работе дорожной службы
Дмитрий Либгард отмечает, что в ведомстве стараются создать комфортные условия для несения службы, идти молодым инспекторам навстречу. (Фото: Наталья ЛОБАНОВА)
25 сентября службе, которая следит за порядком на дорогах в Заполярье, а именно ГИБДД Мурманской области, исполнилось 85 лет. За почти вековую историю многое изменилось в организации дорожного движения, а с развитием технологий стало проще контролировать водителей. Однако волшебную таблетку от аварий, увы, пока не придумали.
О том, как сейчас обстоит ситуация на дорогах, а также о непростой работе заполярных инспекторов «КП»-Мурманск» рассказал начальник отдела ГИБДД УМВД России по городу Мурманску Дмитрий Либгард.
Свой трудовой путь в ГИБДД он начал еще в 1995 году – отец предложил попробовать ему свои силы в милиции. Так и остался, став госинспектором технического надзора и дойдя до должности начальника.
- Дмитрий Андреевич, за годы, что вы работаете в ГИБДД, что изменилось в ведомстве?
- Вся система в целом преобразовалась, в том числе фиксация нарушений ПДД перешла на фото и видео, благодаря чему стало меньше жалоб на инспекторов. Фото- и видеофиксация дисциплинирует водителей - все-таки это штрафы. Плюс проще стала процедура оформления аварий, которая перешла в электронный формат. Но нарушения все равно как были, так и есть.
- Что касается статистики аварий… Меньше или больше стало ДТП со смертельным исходом, в пьяном виде?
- К сожалению, в 2023 году наблюдается определенный рост числа ДТП с участием нетрезвых водителей. Конечно, мы проводим профилактические мероприятия, в которых уже выявили порядка 250 пьяных автомобилистов. За повторное вождение в нетрезвом состоянии возбуждено 36 уголовных дел. В прошлом году в Мурманске было больше смертельных аварий – в них погибли 5 человек. В этом году погиб 1 человек. Чаще всего водители превышают скорость, проезжают на запрещающий сигнал светофора, ездят без ближнего света фар, ремней безопасности, что и приводит к плачевным последствиям.
- Меньше ли стали предлагать взятки госавтоинспекторам?
- Ситуация пошла в лучшую сторону – деньги на дорогах вроде как «не гуляют». Сумма взятки сейчас значительно уменьшена в отношении зарплат госавтоинспекторов. Чем больше они служат, тем больше получают. Особенно у нас, на Севере. К тому же в автомобилях у сотрудников ГИБДД есть камеры, которые фиксируют то, как они работают. Также инспекторы носят камеру на себе, звук тоже пишется. Вся служба прозрачна.
- Какие участки дорог в городе самые аварийные?
- У нас в Мурманске есть три очага аварийности – места, где чаще всего наезжают на пешеходов и сталкиваются машины. Это перекресток Полярные Зори – Академика Книповича, улица Беринга и проспект Героев-североморцев. Но мы вырабатываем меры, чтобы снизить риск ДТП.
Например, в последние годы установили искусственную разделительную полосу на Кольском проспекте, начиная от «Автопарка» и до улицы Капитана Копытова. Раньше водители там разворачивались как хотели, по «встречке» объезжали. А теперь ограждение четко разделяет потоки, благодаря чему на 100% устранили там очаги аварийности в плане столкновений.
- Расскажите, как сейчас устроена работа госавтоинспекторов на дорогах? Должен ли инспектор, как было раньше, собрать определенное количество протоколов за смену?
- Сейчас мы делаем упор на обеспечение безопасности дорожного движения. Инспекторы получают служебные задания на маршруте. В разных точках они проводят профилактику и минимизируют количество ДТП, ведь даже само по себе появление патрульной машины ДПС заставляет водителей подсознательно вести себя осторожнее на дороге, снижать скорость.
Когда есть нарушение со стороны автомобилиста или пешехода, тогда инспектор уже принимает решение о привлечении его к административной ответственности. А так, палочная система постепенно уходит в историю. Нет такого, что нужно обязательно 10-15 протоколов собрать.
- Сохраняется ли сейчас престиж работы в ГИБДД? Приходит молодежь устраиваться?
- Госавтоинспекция славится приоритетными направлениями. Инспекторам интересно – им нужно общаться с разными людьми на дорогах, оформлять ДТП, охранять общественный порядок, участвовать в мероприятиях, работать с пешеходами, ходить на предприятия, в школы и детсады с профилактическими беседами. К нам ребята идут после армии и после училищ, многим нравится.
Я с ними как психолог, так сказать, работаю тоже, общаюсь. Стараемся создавать сотрудникам комфортные условия несения службы и идти навстречу в определенных моментах.
Но мы и не берем кого попало. Чтобы попасть на службу в ГИБДД, нужно соответствовать определенным требованиям. Например, в плане физического здоровья, отсутствия судимости и просроченных штрафов, быть годным по психологическому состоянию.
- Приходилось ли вам самому помогать людям, попавшим в аварию?
- Да, было такое. Помню, помогал девушке, которая попала в ДТП на Кольском проспекте. Авария-то рядовая была – один другому дорогу не уступил, машины поцарапались. Водитель сидит в машине, напугана, пытается кому-то звонить. Пришлось вмешаться, объяснить, кто я такой, потому что не на службе был тогда. Я ей объяснил, что нужно для начала выставить знаки, сфотографировать все. Люди могут таких моментов не знать, а когда случается авария, то теряются.
В Кольском районе еще помогал, когда ехал на дачу. Там почти при мне произошло лобовое столкновение. Погибли три человека и собака. Вызывал экстренные службы, пытались спасти людей, но травмы были слишком тяжкие.
- Как часто и какие профилактические мероприятия, рейды проходят в Мурманске?
- Сейчас завершилось профилактическое мероприятие «Внимание: дети!», цель которого – научить ребят ПДД, чтобы они переходили дорогу в положенных местах. Проводим беседы, лекции, в том числе с родителями и педагогами. Также проводим мероприятие «Нетрезвый водитель», в рамках которого выявляем пьяных нарушителей.
- Какие работы по улучшению организации движения проводятся в Мурманске сейчас и планируются в ближайшее время?
- В городе омолаживается дорожная инфраструктура. Стало приятнее ездить и по Кольскому проспекту, и по Ленина, и по Нижне-Ростинскому шоссе.
На следующий год планируется установка новых световых пешеходных переходов, благодаря которым четко видно пешехода в любых погодных условиях. Вещь очень эффективная и по содержанию экономная – краску не нужно постоянно наносить.
Также Дмитрий Либгард напомнил мурманчанам-автомобилистам о приближающемся «дне жестянщика». По утрам, когда может лечь туман, а на асфальте появиться ледяная корочка, лучше не разгоняться, тем более на летней резине. К слову, резину уже можно менять.

«
Made on
Tilda