Из-за взрыва «Лепсе» пришлось бы отселять Мурманск. Самый опасный ядерный объект в стране официально ликвидировали
Почти 10 лет ушло на утилизацию «плавучего Чернобыля»
Сейчас опасные фрагменты «Лепсе» помещены в специальные упаковки, в которых проведут не менее 70 лет. (Фото: Антон ЗАБИРОВ)
В Мурманской области завершилась утилизация плавтехбазы «Лепсе», которую называли плавучим Чернобылем. Это был самый опасный ядерный объект в стране, а может, и в мире (сказать точно трудно – аналогов ему нет). Чтобы предотвратить трагедию, сотням людей пришлось придумать то, чего раньше ученые и инженеры не делали.

Подзарядка для ледоколов

«Лепсе» стала первым в своем роде судном.
- Если бы не оно, не было бы развития Арктики, ведь «Лепсе» обслуживала легендарные ледокол «Ленин», «Сибирь», «Арктика», - говорит руководитель проектов международной технической помощи госкорпорации «Росатом» Анатолий Григорьев.
История судна началась в 1934 году. Правда, тогда строили не что-то особенное, а обычный сухогрузный теплоход, который назвали в честь революционера Ивана Лепсе. Когда его достроили, началась Великая Отечественная война, и чтобы судно не досталось врагу, его… затопили у верфи в Николаеве. После Победы подняли, и оказалось, что сделали сухогруз на славу и из отличной стали, поэтому отправили его бороздить моря и океаны. И только в 1961 году на Адмиралтейском заводе в Ленинграде из теплохода сделали плавтехбазу для обслуживания ледоколов. Если говорить просто, то она помогала «Ленину» и другим менять отработавшее ядерное топливо на новое, всего таких операций по перезарядке прошло 14.
С 1981 года «Лепсе» стали использовать только как плавучее хранилище для отработавшего ядерного топлива и для операций по морскому захоронению радиоактивных отходов в Баренцевом и Карском морях. Во время одного такого перехода и произошла авария, которая поставила крест на дальнейшей эксплуатации «Лепсе».
- В шторм на тепловыделяющие элементы попала морская вода, а для работы ядерного реактора используется только вода высокой чистоты (без соли, со специальным Ph и т.д.). Из-за морской воды оболочка элементов стала разрушаться и увеличиваться, - рассказал Анатолий Григорьев.
В 1988 году «Лепсе» вывели из эксплуатации, и встал вопрос: а что делать дальше?

Задача со звездочкой

На тот момент у страны был большой опыт, что делать с отработавшим ядерным топливом (ОЯТ). Но в случае с «Лепсе» просто изъять его и увезти на захоронение было нельзя. Можно сказать, что слово «просто» вообще неприменимо к тому, что происходило все эти годы.
- Буквально все было со словами «особенный», «специальный» и «уникальный». Топливо хранилось на плавтехбазе много лет, и когда задумались об утилизации, выяснилось, что часть его повреждена (топливные сборки были погнуты. – Ред.) и его нельзя извлечь обычными штатными способами. Чтобы провести элементарную операцию, нужно было придумать специальную технологию, не допустить, чтобы радиация вышла за пределы безопасного контура. Поэтому не топливо извлекалось с базы, а целые конструкции, чтобы ничего не повредить, - пояснил заместитель генерального директора «Росатома» по машиностроению и индустриальным решениям Андрей Никипелов.
В научно-исследовательском проектно-технологическом бюро «Онега», которое подготовило проект утилизации «Лепсе», рассказали, что чтобы решить задачку со звездочкой, предложили относиться к объекту не как к судну, а как к радиационно опасному объекту и работать с ним не на воде, а твердом основании. «Лепсе» резали на части (не зараженный металл отправили на дальнейшую эксплуатацию), ОЯТ увозили за пределы региона, а опасные фрагменты, которые излучают радиацию, помещали в специальное укрытие, где с ними работали уже роботы. В самом конце металл упаковали в специальные блоки, которые снаружи выглядят как морские контейнеры.
В таком виде они будут храниться в Сайда-Губе ближайшие 70 лет – период полураспада радиоактивного вещества. Затем с ним снова начнут работать – металл отправят на переработку, а опасную начинку с излучением упакуют в контейнеры поменьше.
Специально для операции с «Лепсе» в Италии построили док-понтон «Итарус» (название произошло от слияния названий стран Италия и Россия), который возил вырезанные фрагменты плавтехбазы в Сайда-Губу. Сначала использовали док «Паллада» судоремонтного завода «Нерпа», но из-за особенностей ее строения буксировка была тяжелой и медленной. «Итарус» оказался более удобным. Правда, здесь Италия попила немало крови у россиян, требуя больших денег то за топливо на переход от места постройки до места эксплуатации, то за другие моменты.
И это притом что иностранцы были очень заинтересованы, чтобы второго Чернобыля не случилось, ведь тогда пострадали бы не только наши земли. Неудивительно, что утилизация «Лепсе» стала международным проектом с софинансированием из-за границы.

А что, если бы...

«Лепсе» неслучайно назвали самым опасным ядерным объектом в мире. Если бы плавтехбаза получила повреждения (например, от столкновения с другим судном или бы упал самолет - чем черт не шутит), то мог бы произойти взрыв.
- Радиация распространялась бы через атмосферные осадки, испарения. Она покрыла бы все на 10-15 километров вокруг, я думаю. Ученые сравнивали опасность с аварией на химкомбинате «Маяк» в Челябинской области. Мурманск пришлось бы отселять, - рассуждает Анатолий Григорьев.
Когда «Лепсе» в первый раз попробовали «тащить» от «Атомфлота» в Сайда-Губу, радиационная обстановка в Росте сразу стала ухудшаться. Поэтому всю плавтехбазу решили считать дефектной и работать с ней так, как ранее не работали ни с одним объектом.
- Есть выражение: большое видится на расстоянии. Я уверен, что значение этой долгой, кропотливой, рискованной работы нам еще предстоит оценить. Мы не оставляем опасное наследие потомкам. Сегодня смело и прямо можем сказать, что опасного радиационного объекта «Лепсе» более не существует. Но мирный и безопасный атом по-прежнему нужен стране. Доля атомной энергетики в топливном балансе будет возрастать, тем самым укрепляя национальную энергетическую безопасность и улучшая качество жизни во многих субъектах и здесь, на Севере, - отметил заместитель председателя комитета Госдумы по энергетике Юрий Станкевич.
Сейчас в Мурманской области остались две точки с ОЯТ – Гремиха и Андреева губа, своеобразные кладбища подводных лодок. В Андреевой губе в свое время произошла катастрофа на объекте хранения, когда радиация заразила грунт и воды. Но до 2028 года вывоз ОЯТ из этих мест завершат.
- С ядерным наследием будет покончено, - обещает Андрей Никипелов.

«
Made on
Tilda