Задобрить духов и открыть двери для нового
Какие новогодние традиции есть у народов Крайнего Севера
Раньше саами не отмечали Новый год, считая, что Дед Мороз кусает и морозит руки и ноги. (Фото: Михаил ФРОЛОВ)
Не за горами Новый год, который в каждой российской семье празднуется примерно одинаково: весело и суетливо, с тарелкой оливье, танцами и загадыванием желания под бой курантов. Но определенные традиции в этот праздник все же у всех отличаются. Особенно они были интересны в старину.
Так, новогодние особенности есть у народов Крайнего Севера, которые проживают в Мурманской области, Карелии, Сибири и на Дальнем Востоке.
Представители коренного малочисленного народа саами считали, что существует пять времен года, а не четыре: зима, весна, лето, осень и Каамос - таинственное время полярной ночи, которое длится с середины декабря до конца января. Саами сравнивали северное сияние, которое часто мерцает в зимнее время, с сияющими в небе снежинками, что взметает в воздух своим магическим хвостом сказочная лиса, бегущая по своим делам далеко за горизонтом.
Вообще, раньше саами не отмечали Новый год, потому что Дед Мороз представлялся им злым стариком, который кусает и морозит руки и ноги. Саами предпочитали отмечать праздник чистого снега, приходившийся на 7 января и символизировавший чистые помыслы и исполнение желаний. Однако сейчас саами, живущие в том числе в Мурманской области, уже празднуют его по-европейски. К тому же у них появился свой новогодний волшебник - Мунь Каллса.
- В отличие от своего коллеги Санта-Клауса проживающий в Заполярье саамский волшебник передвигается на прекрасных северных оленях по земле, а не по воздуху, - объяснили в Ловозерском национальном культурном центре.
Изначально этот Дед Мороз считался вполне доброжелательным лесным духом. Он разгуливал по лесу и стучал по деревьям палкой, чтобы снег осыпался с них, заблудившимся путникам помогал найти дорогу к жилью. В наши дни Мунь Каллса взял на себя роль волшебника-дарителя. Так из дикого лесного духа он стал персонажем, практически идентичным русскому Деду Морозу.
Не только Новый год любят встречать саами – одним из самых долгожданных праздников у них является встреча Солнца. Люди ждут горячую звезду, надевают яркие одежды, одаривают Солнце подарками. На праздничном столе у саамов обычно мясо оленя, северные ягоды, рыба.
А у поморов по своему календарю Новый год наступал 14 сентября. Этот день ознаменован началом Маргаритинской ярмарки, праздничным шествием поморских лоцманов, «вожей», и фейерверком. Одно из наиболее ярких событий праздника — зажжение новогоднего плавучего маяка, который символизирует проводы старого года и начало нового. По традиции в этот день поморы не закрывали двери в избы, чтобы в дом вошло новое счастье, рядом же со входом клали старый веник, который символизировал уходящий год.
Чукчи празднуют Новый год в день зимнего солнцестояния, в ночь с 21-го на 22 декабря. Национальный праздник называется по имени ритуальной звезды — Пэгытти, в традиционной астрологии это Альтаир в созвездии Орла. Восхождение этой звезды и символизирует начало нового года: именно с этого момента световой день начинает прирастать. Вокруг жертвенных костров чукчи устраивали танцы и исполняли песенные речитативы, желая всем добра и света. Кроме того, в эту ночь чукчи старались задобрить злых духов, наполняя салом и жиром небольшие кожаные чашки. Встречать Пэгытти необходимо с хорошими мыслями, чтобы наступающий год принес удачу.
Эвенки празднуют Новый год в день летнего солнцестояния. Традиционный эвенский праздник встречи нового солнца называется Хэбденек. В этот день на восходе солнца старейшины родов замаливают духов - зажигают священный костер, проводят обряд очищения дымом можжевельника, а каждая семья завязывает на ветке дерева лоскуток и загадывает желание, которое непременно сбудется в новом году. Эвенки верят, что в день летнего солнцестояния между мирами открываются двери, что дает человеку возможность донести до духов свои просьбы. По традиции эвенки водят хоровод, тем самым провожая старое солнце и встречая новое.
Ненцы празднуют два Новых года — зимний и летний, которые начинаются в ноябре и июне соответственно. Начало зимнего нового года ознаменовано замерзанием воды и гоном оленей, а летнего — таянием снегов и отелом оленей. В Новый год старейшины стараются задобрить духов, чтобы зима была не очень холодной, в реках было много рыбы, а в лесах — дичи. Так же, как эвенки, ненцы загадывают желания и завязывают ленточки на священном для них дереве — березе. В этот день ненцы обмениваются подарками и большое внимание уделяют детям. Считается, что, если обидеть ребенка, добрые духи рассердятся и покинут вас.
Якутский Новый год отмечается летом, 21 июня. Праздник Ыысах связан с культом солнечных божеств и культом плодородия. Он сопровождается обрядом молений, народными танцами и спортивными соревнованиями. Главный танец праздника, Осуохай - хоровод, символизирующий жизненный круг. Танец продолжается до самого восхода солнца - таким образом якуты выражают благодарность светилу за свет и теплоту. Считается, что каждый, кто входит в круг, заряжается положительной энергией на год вперед. Еще один важный ритуал Ыысаха - окропление огня, травы и деревьев священным для якутов напитком - кумысом. Этот обряд символизирует рождение Вселенной и человека.

«
Made on
Tilda