- У меня сомнений не было, - так Владимир Путин прокомментировал окончание строительства моста через реку Тулому в Мурманской области, отметив, что опасения о затягивании работ были излишними.
Президент лично по видеосвязи дал старт рабочему движению, которое, по сути, открыло еще и весь Мурманский транспортный узел (МТУ).
Строительство моста началось летом 2014 года как часть комплексного развития Мурманского транспортного узла и новой железнодорожной ветки от станции Выходной до порта «Лавна». Несколько раз объект ставили на паузу, например, из-за доработки проектно-сметной документации. Стройка замедлялась, поэтому и возникали сомнения в сроке сдачи. Но губернатор Андрей Чибис вышел на федеральный уровень с вопросом об активизации строительства и вывода его из стадии «глубокой заморозки».
- Этот проект – один из знаковых для развития Арктики и Северного морского пути. Благодаря поддержке комплексное развитие Мурманского транспортного узла стало приоритетным. Вы помните, как мы облетали его в конце июля в рамках вашего визита в Мурманск и то, что сегодня он будет уже запущен, демонстрирует впечатляющий объем работ, которой был выполнен строителями меньше, чем за год. Мурманский транспортный узел позволит нарастить грузооборот через порт Мурманск до 110 миллионов тонн к 2027 году, - отметил Андрей Чибис.
Инициатива губернатора получила поддержку президента, в том числе и по другим проектам для развития МТУ: на западном берегу Кольского залива создается мощный логистический хаб, стратегически важная часть Северного морского пути.
- Мурманский транспортный узел – один из наших важнейших опорных хабов в Арктике, мощность которого мы обязательно также будем наращивать. На всем маршруте – от Мурманска до иранского Бендер-Аббаса – будет обеспечено, как говорят специалисты, бесшовное железнодорожное сообщение по широкой колее стандарта «1520». Доставка грузов из Мурманска в Мумбаи займет около пятнадцати суток. По сравнению с традиционными маршрутами время в пути сократится в четыре раза, – сделал акцент Владимир Путин.
Как отмечают те, кто непосредственно строил мост через Тулому, он оказался одним из самых сложных объектов в стране.
- Похожий мост мы вряд ли где-то увидим, он сложнее, чем Крымский. Опоры очень тяжелые, и отдача была до 100 метров (опоры уходят на глубину до 100 метров. - Ред.). Думали, до 40 - 60 метров будет, - рассказал заместитель генерального директора по перспективным проектам «Ямалтрансстроя» Глеб Моногаров.
К слову, в Кольском Заполярье использовали те же технологии, что и в Крыму.
- Вызовы строителям бросала сама природа - это и особые погодные условия заполярного круга, и грунты. Мост через Тулому можно назвать уникальным по двум критериям. Длина пролетов составляет более 100 метров, высота — 31 метр (это высота десятиэтажного дома). Глубина заложения фундаментов — более 15 метров, - рассказали в пресс-службе госзаказчика строительства ФКУ «Ространсмодернизация».
Чтобы возвести уникальный мост, даже построили искусственную дамбу, чтобы не помешать естественному течению реки. Монтаж пролетов самого крупного инженерного сооружения на строящейся железнодорожной линии Выходной - Лавна завершили в конце ноября 2023 года. Мост состоит из восьми пролетных строений и двух береговых эстакад общей длиной 1313 метров, с подходами – 1350 метров.
- Этот проект – один из знаковых для развития Арктики и Северного морского пути. Благодаря поддержке, комплексное развитие Мурманского транспортного узла стало приоритетным. Вы помните, как мы облетали его в конце июля в рамках вашего визита в Мурманск, и то, что сегодня он будет уже запущен, демонстрирует впечатляющий объем работ, которой был выполнен строителями меньше чем за год. Мурманский транспортный узел позволит нарастить грузооборот через порт Мурманск до 110 миллионов тонн к 2027 году, – отметил Андрей Чибис в обращении к Владимиру Путину.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Олег Белозеров, председатель правления ОАО «РЖД»:
- Мурманский транспортный узел продолжает развиваться наряду с портами Северо-Запада и востребован у грузоотправителей как прямой выход на Северный морской путь и напрямую в Мировой океан. Над этим проектом с 2014 года работали частные компании, но в декабре прошлого года его готовность составляла только 55%. При поддержке правительства Мурманской области мы досрочно справились с завершением строительства и сегодня готовы открыть рабочее движение по железнодорожной линии от станции Выходной до терминала «Лавна».
Игорь Гуров, генеральный директор ФКУ «Ространсмодернизация»:
- Ближние железнодорожные подходы к порту «Лавна» – один из ключевых наших проектов. Строители подошли к запуску рабочего движения на участке уже через 10 месяцев с начала строительства. Было проложено почти 49,7 километра пути, построили 137 искусственных сооружений, в том числе 11 мостов и путепроводов.