Как нет двух одинаковых снежинок, так нет на земном шаре и двух похожих друг на друга по звучанию органов. Это сложный инструмент, и если в Европе его можно увидеть во многих церквях, то вот в России – редко где: в нашей стране насчитывается всего порядка 146 органов. И один из них находится в стенах Мурманской областной филармонии. Хотя изначально он не должен был здесь звучать.
Сначала ударяли кулаками
Филармония появилась в Кольском Заполярье в 1975 году, трансформировавшись из концертно-эстрадного бюро, но вот собственное здание музыканты получили только спустя 19 лет. В те годы о таких изысках, как орган, не думали, поэтому сделали помещения скромными. А вот в 2015 году началась реконструкция, которая основательно изменила здание, например, в главном зале не стало балкона, зато стала больше сцена, а по ее бокам появились трубки, которые указывают – здесь можно услышать короля музыкальных инструментов.
К слову, не только на концертах – областная филармония проводит и экскурсии, на которых можно больше узнать об органе. Рассказывает о нем Тимофей Перминов – руководитель хора при филармонии, а также хранитель единственного в Кольском Заполярье органа.
В античные времена словом «органум» обозначали все музыкальные инструменты, и прошло немало времени, чтобы появился именно орган. Правда, сначала он выглядел как… волынка. К VIII веку ситуация изменилась кардинально, когда к инструменту присмотрелась церковь: небольшие прародители трансформировались в массивные и сложные конструкции, их торжественные звуки так тревожили душу, что полюбились и служителям Бога, и знати. Хорошим тоном у правителей было дарить друг другу органы для особых случаев - так инструмент, родившийся в Италии, начал шествие по Европе.
- Сначала органы были такими громоздкими, что играть на них было невероятно сложно: при ширине клавиш в 5-7 сантиметров бить по ним приходилось кулаками, а где-то за стенами, невидимые глазу, стояли силачи, ногами качавшие педали для надувания мехов. После XV века случилась «органная революция» - клавиши сделали уже, благодаря чему играть стало удобнее, и композиторы смогли писать более разнообразную музыку. В эпоху барокко орган проживает расцвет, появляется больше регистров – эта уникальная особенность делает инструмент многоголосым, или многотембровым, - объясняет Тимофей Перминов.
Большой вклад внес и Аристида Кавайе-Коля - крупнейший органный мастер XIX века во Франции, решивший, что может сделать орган соперником симфонического оркестра. С тех пор инструмент пережил только одну крупную трансформацию - воздушные и пневматические системы заменили на электрическую трактуру. Именно такой «король» и стоит в Мурманской областной филармонии.
Переселить его высочество на Север
Вписать его в здание на улице Софьи Перовской было непросто. В главном зале обнаружилось много проблем: недостаточный объем, малая высота и при этом избыточная ширина, большое число зрительских мест, малая высота зала, небольшие глубина и высота, «глухая» акустика. Поэтому помещение буквально перекроили, а уже после стали готовить под него орган, ведь его особенность в том, что при его установке и настройке учитывают множество факторов, вплоть до количества кресел и вида отделочных материалов. Например, стены покрыли штукатуркой по кирпичу, пол в центральном проходе и перед сценой оформили камнем, под креслами – паркетом, на сцене – палубным брусом.
Специально для выполнения тонких измерений в Мурманск приехал главный смотритель органов Московского международного дома музыки, член Британского института органных исследований, сотрудник кафедры акустики МГУ Павел Кравчун.
- Он все тщательно замерял, просчитывал, давал указания, какими должны быть ребра у стен, чтобы звук распределялся правильно. Каждый орган делают под зал со своим набором регистров. У нас среднее время реверберации (постепенное уменьшение интенсивности звука при его многократных отражениях. – Ред.) допустимое, но в соборе инструмент звучал бы лучше. Но все же музыканты, которые приезжают на нем играть, очень хорошо отзываются и об органе, и о его звучании, - продолжает Тимофей Перминов.
Не любит жары и сухости
После работы Кравчуна многомесячный труд ждал Штефана Штюрцера из немецкой фирмы, которая поставила орган и занялась его настройкой. Тот инструмент, похожий на пианино, который зритель видит на сцене, - лишь малая часть органа. Гораздо больше скрыто по бокам стен. Если подняться туда по лестнице, то открываются уникальные конструкции: деревянный каркас с камнями внутри – они помогают мехам опускаться, а еще целая комната металлических трубочек разного размера, толщины, видов отверстий. Всего 2300 труб из сплавов, состав которых держится в строгом секрете, - каждую настраивали вручную.
- Работа заняла много времени. А теперь представьте, как настраивали самый большой орган в мире! Он находится в Атлантик-Сити, в нем 455 регистров и 33 112 труб. Когда бригада настройщиков доходит до середины ряда, начало может уже расстроиться, - улыбается музыкант областной филармонии.
По окончании гарантийного срока сотрудничество с немецкой фирмой сошло на нет, но настройкой инструмента в Мурманске могут заняться при необходимости отечественные специалисты. К счастью, сейчас он работает как надо. Но есть детали, которые все же требуют проработки.
- Звучание органа зависит также от влажности и температуры воздуха. Всего 1 градус поднимает звучание на 0,75 герца. Оптимальные показатели - 19 градусов тепла и 40-50% влажности, сейчас же, например, влажность всего около 16%, да и существующая система вентиляции не совсем совершенная, дает погрешность градусов в 5. Конечно, было бы хорошо, если бы в зале установили увлажнитель или систему увлажнения интегрировали в вентиляцию, - рассуждает Тимофей.
Органных музыкантов, как и самих инструментов, в России не так много, поэтому каждый концерт действительно событие. В Мурманской областной филармонии орган звучит как сольно, так и в сочетании с «коллегами». Но чтобы с ним познакомиться, перед концертом советуем сходить на экскурсию.
Мария ПАШЕНКОВА.