Участники первой в истории РФ полностью отечественной экспедиции «Россия 360» воплощают в жизнь строки гимна, в которых описывается, насколько необъятна наша Родина: «От южных морей до полярного края раскинулись наши леса и поля. Одна ты на свете! Одна ты такая…».
33 тысячи километров, почти год в дороге – участники экспедиции проедут вдоль всех сухопутных границ России. Считай, совершат кругосветку: страна у нас такая необъятная, что граница в два раза длиннее экватора (почти 61 тысяча километров против 30 тысяч, а сухопутная граница – 22,5 тысячи).
Президент одобрил
- Когда мы рассказали президенту о нашей идее, он сказал коротко и ясно: «Вдарьте своим автопробегом по разгильдяйству и бездорожью». Я ответил: «Владимир Владимирович, вдарим», - рассказывает автор идеи, руководитель «Россия 360» Богдан Булычев.
Владимиру Путину об экспедиции рассказали на форуме-выставке «Россия» на ВДНХ, и главу государства идея пройти по непроходимым территориям страны на отечественной технике впечатлила.
Специально для трудного путешествия на курганском заводе переделали серийный вездеход «Бурлак», сделав из и без того мощной машины просто арктический танк. У него больше объем перевозимого топлива, шины, которые могут пройти по бездорожью, и даже есть встроенная снегоплавильная машина – час, и у команды есть дистиллированная вода. Продумано все до мелочей, вплоть до крючков, чтобы одежда и снаряжение не летали по салону, когда будет трясти. К слову, одежда и экипировка тоже имеют бирку «Сделано в России».
Где нет людей и дорог
Штурман экспедиции, профессиональный путешественник Евгений Шаталов к бездорожью привык. В свое время он установил рекорд: до самого северного континентального населенного пункта в мире —Диксона — его команда проехала на двух стандартных автомобилях Toyota Hilux.
Переделанный «Бурлак» он принимал больше месяца, проверяя каждую мелочь по несколько раз. Особенность «России 360» в том, что участники пройдут всю Арктическую зону РФ не по дорогам, такого до них не делал никто. Поэтому с них сойдет семь потов, и техника не должна подвести.
- Самым трудным участком будет Таймыр, там очень низкая плотность населения, почти нет населенных пунктов, и по нему пойдем в полной автономке, - говорит Евгений Шаталов.
Но и другие участки пути простыми назвать нельзя.
- Арктику нам надо пройти зимой, потому что реки, озера и болота замерзают, и это твердая поверхность. Если не успеем до весны это сделать, то рискуем потратить много времени летом, когда вскроется лед, - поясняет Богдан Булычев. – Маршрут будем менять в зависимости от ситуации. Например, на Камчатке был Охотский тракт. По архивам и военным картам нашли дороги, я сопоставил снимки со спутника, посмотрел, где стояло солнце, измерил тень от деревьев и понял, что они высотой в несколько метров. Чтобы там проехать, надо вырубить 400 километров тайги. Поэтому мы стали искать другой путь. И так, уверен, будет и с другими участками, где-то будем идти у воды - изучаем таблицы отливов и приливов.
Помимо северной части страны трудным будет переход и от Камчатки до Магадана, затем от Магадана до Хабаровского края. После путешественники выдохнут, потому что пересядут на обычные машины и поедут по дорогам общего пользования.
Всего в экспедиции будут задействовано более 20 единиц техники, даже «Жигули», квадроциклы и Aurus. По Арктике пойдут два «Бурлака» и «УАЗ».
С полным погружением
Просто проехать вдоль границ участники экспедиции не ставят своей целью. Это, конечно, вызов как для людей, так и для отечественных «ласточек», но у путешественников есть и другие цели.
Например, вместе с проектом «Чистая Арктика» составят карту загрязнений.
- По сути, мы пройдем по суше вдоль всего Севморпути, будем находить очаги загрязнения. Если среди снега торчит мусор и его хорошо видно, то представляете, что там будет, когда снег сойдет?! Будем идентифицировать, что это за мусор, увидим бочки – заглянем, посмотрим, что внутри, по шкале от 1 до 10 будем оценивать риск загрязнения. А после появятся удобная онлайн-карта загрязненных мест и график очистки территорий, - объясняет Богдан Булычев.
Также путешественники хотят собрать материал о народах России, показать их быт и культуру.
- Мы путешествуем не для себя, не для личных открытий – их уже было много, наша важная цель – открыть Россию для вас, чтобы вы увидели Север, людей, их жизнь, - говорит Евгений Шаталов.
Собранный материал ляжет в основу историко-географической программы «Народы русских морей». В 2024 году путешественники будут делать контент для своих соцсетей. Аудитория у них большая, ведь каждый участник экспедиции – звезда в мире экспедиции. Например, Марина Галкина ходит по Арктике пешком.
А вот по окончании проекта выпустят полнометражный фильм и 20-серийный для онлайн-кинотеатров, который отдадут для распространения бесплатно. Может, даже появится детская книга о России.
- Все привыкли, что у нас есть достояние Советского Союза, но есть и огромное количество того нового, что построено уже в современной России. Далеко ходить не надо: новый атомный ледокольный флот, плавучие атомные станции, космодром «Восточный», СПГ «Арктика», - нам есть чем гордиться, - уверен Булычев. – Также мы будем вести дневник экспедиции, где оставят записи сотрудники маяков, капитан ледокола и другие.
К слову, участники проекта хотят с головой погрузиться в жизнь тех мест, которые будут проезжать, например, на день стать оленеводами или сотрудниками метеостанций.
Закольцуют за год
Старт экспедиции «Россия 360» дали в Мурманске. Обычно о столице Кольского Заполярья думают как о крае земли, но сейчас…
- Правильно сегодня говорят, что с Мурманска начинается Россия. Большая честь, что именно у нас стартует такой важный проект, который покажет, насколько у нас разнообразная, красивая, уникальная, лучшая в мире страна! Президент четко сказал, что Арктикой будет прирастать Россия. Здесь живут сильные, смелые люди, - напутствовал первопроходцев губернатор Мурманской области Андрей Чибис.
А министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков пообещал, что присоединится к путешественникам:
- Вы отправляетесь в невероятное путешествие по самой большой и красивой стране мира. Россию можно считать не просто государством - это целая планета, вы откроете ее для себя и миллионов своих зрителей во всем мире. Желаю крепкого здоровья, надежности техники, невероятных впечатлений. Надеюсь, где-то на маршруте с вами встретиться.
Кстати, со здоровьем в команде строго: утро путешественники начинают с отжиманий и приседаний, действует «сухой закон», с собой взяли запас витаминов. Даже еда полезная: от символа всех походов - тушенки -отказались, ведь консервы тяжеловаты, зато взяли с собой полуфабрикаты: блинчики, пельмени и манты. Запасы будут пополнять, так, в Архангельске хотят купить рыбу.
Продуманы и точки заправки: технику, которая работает на дизеле, не будут глушить, так что важно знать, где наполнить баки.
В конце 2024 года участники экспедиции «Россия 360» планируют вернуться в Мурманск и уже тогда пройти по побережью Кольского полуострова. Сейчас от покорения границ отказались, чтобы сэкономить время для прохода арктического пути и успеть к весне на Дальний Восток. Поэтому экипажи сразу поехали к Архангельску.
- Мы как будто летим в космос. Почему? Мыс Челюскин - самая северная точка России и материка Евразии, до ближайшего пункта около 1000 километров, а до Международной космической станции - 320-350 километров. Можно назвать его арктическим космосом? Можно! И таких мест много, мы их покажем!
Мария ПАШЕНКОВА.