Ядерные сердца в стальной оболочке
Уникальному атомному ледокольному флоту исполняется 65 лет
С поднятия флага на ледоколе «Ленин» началась история атомного ледокольного флота. (Фото: Антон Забиров)
Какой еще город мира может похвастаться, что, считай, в его центре, стоит ледокол, на борт которого можно подняться? А в Мурманске пришвартовано не просто судно, а то, с которого началась история основания атомного ледокольного флота. Не будем говорить, что в России, ведь больше такого флота нет ни в одной стране, а, значит, история эта - мировая. Дедушка «Ленин» - ласково называют его северяне. 3 декабря 1959 года на нем подняли государственный флаг, и с этой даты началась летопись атомного ледокольного флота.
Хотели поставить точку
Его называют гордостью России, при одном упоминании атомоходов в голове возникает красивая картинка, захватывающая дух: махины, размером с многоэтажные дома, ломают толстый лед, идут сквозь все шторма Арктики от Мурманска до Дальнего Востока, Северного полюса. Встают у берега, чтобы сотни рук привели их в порядок, убрали следы от льдин, боровшихся за жизнь с металлом и проигравших в неравной схватке.
А можете ли вы представить, что когда-то ледокол «Ленин», первое в мире надводное судно с ядерной силовой установкой, пришло в Мурманск и встало у деревянного причала? Так выглядела «База-92» (92 – это порядковый номер урана в периодической системе элементов), на месте которой сейчас находится «Атомфлот». Потом на смену дереву пришел железобетон, а вместо советских ледоколов на ледяные дороги вышли современные.
Возрождение атомного ледокольного флота произошло в 2008 году, до этого же стоял вопрос, чтобы его ликвидировать.
- В это время вообще хотели убрать атомный флот: нигде в мире нет, зачем нам? Пусть советские ледоколы дорабатывают, и до свидания, новые не будем строить, это накладно. Минтранс считал что дизельных ледоколов будет достаточно, - рассказывает генеральный директор «Атомфлота» Леонид Ирлица.
Как показало время, решение было верным: сейчас Севморпуть стал одной из самых востребованных и перспективных транспортных артерий в мире, от сезонного режима работы с ноября по июль перешел на круглогодичный. И даже с учетом того, что на воду поставили три новейших ледокола проекта 22220 «Арктика», «Урал» и «Сибирь», таких судов не хватает под растущие аппетиты грузоперевозок. Рекорд грузоперевозок по Севморпути в СССР поставили в 1987 году – 6,58 миллиона тонн, а в 2023 году он составил уже 36,2 миллиона тонн.
Также строительство судов спас «Балтийский завод», находившийся на пороге банкротства. Когда у него заказали «Арктику», на предприятии работало чуть более 1200 человек, – очень мало, чтобы построить гиганта с ядерным сердцем. Но они справились, и сейчас штат увеличился в шесть раз.
Дедушки и внуки
Единственный в мире атомный ледокольный флот сейчас разномастный. С одной стороны – ветераны, четыре советских ледокола: «50 лет Победы», «Ямал», «Таймыр» и «Вайгач». Последние два - однореакторные, созданные для работы в устьях сибирских рек. А «50 лет Победы» уникален тем, что в нем есть пассажирские каюты, и он единственный может
возить туристов к Северному полюсу. Сейчас ледоколы под эту цель уже не затачивают.
Еще одно советское наследие - «Севморпуть», единственное в России ледокольно-транспортное судно с ядерной энергетической установкой, крупнейший по водоизмещению из лихтеровозов.
В 2024 году будет решаться его судьба, так как ядерное топливо на нем выработало свой срок, и «Севморпуть» или утилизируют, или загрузят в него новое топливо.
С другой стороны – современные атомоходы проекта 22220. Помимо тех, что уже в строю, есть «Якутия», на который государственный флаг поднимут в декабре 2024 года, идет строительство «Чукотки», в январе 2024 года заложили «Ленинград», в 2025-м заложат «Сталинград». На Дальнем Востоке строят новейший ледокол «Россия» проекта «Лидер», который отнимет у «Арктики» звание самого мощного ледокола в мире.
- Новые ледоколы более чем на 90% построены из российских комплектующих. Наши судостроители научились строить современные ледоколы, промышленность подтянулась, осталось победить эти 10%, и мы будем суверенны и независимы в кораблестроении, - отметил Леонид Ирлица.
Особенность новых ледоколов в их универсальности – если их предшественники работали или в море, или в реках (переход с одного направления на другое был для них затруднителен), то современные суда могут менять профиль благодаря двухпосадочной конструкции. Набрал воду, когда требуется большее усилие на винтах, и можешь ломать лед Севморпути, сбросил воду – готов к мелководью Енисея и Обской губы.
Дизельные ледоколы других стран, например, США, по своим техническим характеристикам не могут сравниваться с российскими. Да и используются только летом, а на зиму впадают в спячку, как и проекты, которые они обслуживают.
Плавучие «батарейки»
На Дальнем Востоке сейчас строят «Россию», которая будет больше и в два раза мощнее ледоколов проекта 22220 (120 мегаватт против 60).
- «Лидер» нужен для круглогодичной ритмичной навигации в восточном направлении, чтобы скорость движения судов за ним была коммерческая и конкурентоспособная. Сейчас точную скорость движения судов на Восток никто не знает, потому что в том направлении круглогодичной навигации нет. До этого вообще никакой навигации на Восток не было. Мы несколько лет, как пришли новые ледоколы, занимаемся экспериментальными рейсами. Средняя скорость с газовозом у «50 лет Победы» - 7-8 узлов, а для коммерческого флота надо под 10. Изучаем районы, в которых никто не ходил, можно сказать, мы - покорители Арктики, - уточняет Леонид Ирлица.
После того, как будет сдана и проверена «Россия», предстоит решить важный вопрос: построить еще два «лидерских» ледокола или четыре - проекта 22220.
Помимо новейших атомоходов по Севморпути будут ходить еще и «батарейки». Одна такая уже в строю – речь о плавучей атомной теплоэлектростанции «Академик Ломоносов», которую 23 августа 2019 года начали буксировать из Мурманска в Певек, где она до сих пор дает энергию объектам
Таких судов энергофлота надо построить еще 12, корпуса двух уже делают в Китае, а начинку будут ставить в Санкт-Петербурге. Также строят суда обслуживания, например, новую «Имандру», которую сдадут как раз под первую выгрузку отработавшего топлива с «Арктики».
Искусственный интеллект проведет через льды
Первые покорители Арктики совершали немыслимое. Достаточно вспомнить карты, по которым они искали пути в царстве льда и снега. В наши дни леденящая кровь романтика тоже сохранилась, но все чаще она идет рука об руку с железной логикой точных наук.
Для Севморпути создают цифровую экосистему, или, как просто описывают его разработчики, ледового оператора. Его разработка находится на нулевом этапе, в 2025 году начнется первый этап, через год – финальный.
Сейчас управление навигацией по транспортной артерии проходит через операторов, в будущем же появится сайт – подобие «Госуслуг», с личными кабинетами для компаний, которым нужно будет сопровождение и прохождение по Севморпути. В автоматическую систему управления движением судов будут загружаться морские навигационные карты, сводки погоды, данные дистанционного зондирования Земли, информация о портах и о том, кто сейчас находится на маршрутах.
- Сейчас оператор выбирает маршрут движения, мы же хотим, чтобы искусственный интеллект, подключившись к этому, выбрал оптимальный маршрут движения. Задача непростая, если бы могли сделать, то сделали бы и раньше, но лед, к сожалению или к счастью, не поддается математической модели, - отмечает Ирлица.
На парады времени нет
Сейчас первый в мире атомный ледокол стоит на вечной стоянке у морского вокзала в Мурманске - он уже не ходит самостоятельно по воде, а стал музеем и центром для проведения различных мероприятий. Аналогов такому музею в мире нет.
Удивительно, но многие северяне кроме «Ленина» и не видели ледоколов, - ведь до морвокзала они не доходят, а стоят у бывшей «Базы-92», куда доедет не каждый, да и территория закрытая. Посмотреть на огромные суда, которые есть только у нашей страны, можно с левого берега залива, но в этом тоже надо подгадать момент.
В Санкт-Петербурге не первый год проходит фестиваль ледоколов, почему же в столице Кольского Заполярья такого нет? Оказывается, вопрос в деньгах.
- Обслуживание одного ледокола в день стоит 14 миллионов рублей, и если выводить несколько судов из работы, это будет слишком дорого. Сейчас все проекты в Арктике нуждаются в ледоколах с точки зрения логистики, доставки строительных грузов и вывоза производимой продукции. Ледоколам приходится буквально выпрашивать время на необходимое обслуживание. Где-нибудь на Севере могут случайно встретиться два-три судна, но это редкость, - поясняет Леонид Ирлица.
Поэтому отдыхать некогда, и парад ледоколов в Мурманске остается только в мечтах. Может, случится это, когда глобальное потепление растопит льды, и караваны судов пойдут сами, без сопровождения ледоломов?
- Мы говорим: глобальное потепление есть, но не у нас. Не в наше время, - улыбаются моряки и готовятся к десятилетиям работы в северных водах.

Мария ПАШЕНКОВА.

«
Made on
Tilda