Мышьяк, реновация ЗАТО и комфортная жизнь на Крайнем Севере
Тему технологического развития Арктики подняли на федеральном уровне
Показатели грузоперевозок по Севморпути в современной России уже превысили советские. (Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН)
Актуальные вопросы транспортно-логистического и социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации обсудили на четвертом заседании рабочей группы при комиссии Государственного Совета Российской Федерации, прошедшей на площадке выставки-форума «Россия» на ВДНХ.
Больше рыбы на внутренний рынок
Рабочая группа существует год, и первое заседание прошло в Мурманской области на территории Центра строительства крупнотоннажных морских сооружений в Белокаменке. Итог каждой встречи участников – предложения, которые находят поддержку на федеральном уровне. Так, в прошлом феврале прозвучала идея создания в Арктической зоне РФ опорных населенных пунктов, ее летом 2023 года поддержал Владимир Путин, и теперь для агломераций в Мурманской области, получивших такой статус, уже создают мастер-планы.
На четвертом по счету заседании обсудили проблему, решение которой не могут найти уже много лет, – регулирование содержания мышьяка в рыбной продукции. Сейчас технический регламент Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» строго прописывает, что в морских водных биологических ресурсах содержание мышьяка не должно превышать 5 мг/кг вне зависимости от того, органическое это вещество или нет.
Из-за таких жестких рамок рыбопромысловым компаниям, ведущим промысел в Северном рыбохозяйственном бассейне, трудно поставлять улов на внутренний рынок, его увозят за границу, где требования законодательства мягче.
- Один из предметных вопросов – дать возможность нашим рыбакам продавать больший объем улова рыбы и краба на внутренний рынок. Это - регулирование определенных санитарных правил. Этой дискуссии - не первый год, она стоит остро и критично, на рабочей группе договорились, что вместе с экспертами, Росрыболовством и Роспотребнадзором постараемся найти разумный компромисс, чтобы снять барьеры и ограничения, которые давно существуют, безусловно обеспечивая защиту здоровья людей, но надо снять бюрократические барьеры, - отметил на заседании рабочей группы губернатор Мурманской области Андрей Чибис.
- Хорошо, что мы рассматриваем и вопросы стратегического характера, и прикладные вопросы. Рыбохозяйственная отрасль претерпевает изменения, нужно продолжать донастраивать условия работы, повышение ее полезности для жителей России в первую очередь, - добавил министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков.
Не подвигом единым
По его словам, развитие Севера не может идти без учета интересов тех, кто будет работать в непростых климатических условиях. Поэтому нужен комплексный подход, который включает развитие жилищного фонда, профессионального образования и т. д.
- За первые три года исполнения указов президента об основах государственной политики по развитию Арктики, стратегии развития Арктической зоны РФ до 2035 года, уже есть целый багаж выводов, результатов. Мир изменился за эти три года, это мы будем учитывать для создания в Арктике условий для жизни и работы, которые впервые в истории дали бы людям возможность реализовывать эпохальные проекты и при этом комфортно жить. Исторически Крайний Север и Дальний Восток развивались жертвенно, благодаря подвигу. Безусловно, место подвигу есть всегда, но наша задача - создать такие комфортные условия для жизни, которые позволят реализовать проект Северного морского пути, все инвестиционные проекты вдоль его трассы с учетом планов, что общая стоимость товаров, которые должны быть вывезены до 2035 года по Севморпути, превысит 100 триллионов рублей. Отдельно отмечу важность привлечения к нашим встречам представителей профильной науки, потому что развитие Арк
тики - это технологический процесс, - добавил Алексей Чекунков.
Новая цель
Ранее на рабочей группе поднимали вопросы федерального финансирования реновации ЗАТО и «Арк
тической ипотеки», оба проекта получили поддержку президента.
- Надеемся также на включение наших вузов в программу «Приоритет.2030», - уточнил Андрей Чибис.
Заявку на вхождение в нее одобрили на заседании наблюдательного совета Мурманского арктического университета. На нем же утвердили концепцию и финансовую модель кампуса мирового уровня, чтобы получить для него федеральные средства, также в планах - строительство берегового учебного центра и инжинирингового центра на территории МАУ.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Десятилетия развития

Во время традиционного послания Федеральному Собранию президент несколько раз упомянул Арктику и Мурманскую область в контексте общей экономики России.
- В числе знаковых проектов – газификация Мурманской области, развитие Севморпути. В прошлом году по нему перевезли 36 миллионов тонн грузов, что в пять раз больше, чем в СССР. Развитие Мурманского транспортного узла – за счет этого также будет расти грузопоток Севморпути. Обозначена важность работы по опорным населенным пунктам Арктики и по арктической ипотеке. Реализуемые у нас проекты будут вносить вклад в развитие и нашего региона, и всей страны в ближайшие десятилетия, – подчеркнул губернатор Андрей Чибис.

Мария ПАШЕНКОВА.

«
Made on
Tilda