Инструмент, принесший Хичкоку «Оскар»,
а советскому кино – звуки машины времени Шурика
В Мурманске впервые на большой сцене прозвучал терменвокс
С виду терменвокс больше похож на аппаратуру для инженеров, чем на музыкальный инструмент. (Фото: Мария ПАШЕНКОВА)
Если закрыть глаза, то может показаться, что на сцене находится вокалист и в зал льется его красивый голос. Но стоит их открыть, и понимаешь, что перед зрителями никто не поет. Если снова закрыть, то можно услышать скрипку, которой также нет на сцене…
От катушки Теслы до инструмента XXII века
- Терменвокс сразу родился совершенным, в котором человеческие руки – самый тонкий инструмент – управляют в пространстве звуком. Нет ничего лишнего, - рассказывает музыкант Петр Термен об инструменте терменвокс, который так ловко имитирует и человеческий голос, и скрипку, и даже виолончель.
Прадед Петра Лев Термен в свое время и подарил миру новый музыкальный инструмент. Родился терменвокс в интересных руках. Лев Сергеевич был потомком древнего дворянского рода, корни которого уходят куда-то во времена Генриха IV (музыка тех лет в наши дни звучит на его изобретении). В детстве играл на виолончели, но влюбился в физику и стал инженером-электромехаником, работал на кафедре акустики МГУ.
- В юношеском возрасте ему пришла в голову гениальная идея, что звук можно воспроизвести движениями рук. В гимназии в 12 лет он провел эксперимент с катушкой Теслы. А в 1918-1919 годах обнаружил принцип, что если приблизить руку к радиоантенне, то немного меняется частота звука в наушнике. Этого было достаточно, чтобы он понял – это будущий музыкальный инструмент. Идея прямого, непосредственного взаимодействия человека и звука, без посредника в виде струн, клавиш, оказалась настолько инновационной, что век спустя инструмент остается в хорошем смысле слова футуристичным. В каком-то смысле это даже инструмент XXII века, а не XXI-го, - продолжает Петр Термен.

Музыка из воздуха

Терменвокс впервые звучал в Мурманске с большой сцены. Концерт неслучайно назвали «Музыка из воздуха» (12+), ведь музыкант действительно просто водил руками на небольшой деревянной коробочке с двумя металлическими трубочками. Никаких прикосновений или манипуляций руками, записанных звуков – они рождались здесь и сейчас благодаря законам физики. «Если бы Лев Термен жил 500 лет назад, то он, вероятно, был бы сож-жен как колдун», – написала британская газета The London Daily Chronicle, когда Европу покорил этот музыкальный инструмент.
Возле «трубочек» - металлических антенн - находятся два невидимых электромагнитных поля. Правая рука играющего словно выполняет роль грифа скрипки или виолончели. Чем ближе она к правой антенне, тем выше звук, чем дальше отходит – тем ниже. Левая рука подобна смычку: чем ближе она к антенне, тем тише звучит музыка. На терменвоксе можно воспроизвести весь диапазон частот, доступный человеческому уху.
- Это инструмент со свободным интонированием. Чтобы найти и зафиксировать ноту, нужна координация слуха и внимания. Пожалуй, единственной, кого можно назвать виртуозом игры на терменвоксе, была ученица Льва Термена и скрипача Леопольда Ауэра Клара Рокмор. Она продемонстрировала удивительную подвижность инструмента, сыграв все четыре части сонаты Сезара Франка для скрипки и фортепиано в 1937 году, - рассказал Петр Термен.

Вошел в моду по всему миру

Одними из первых уникальность нового инструмента оценили в кино. В 1931 году Дмитрий Шостакович использовал его в саундтреке к фильму «Одна» - одном из первых звуковых кинофильмов начала XX века. Если вы думаете, что никогда не слышали терменвокс, то ошибаетесь, ведь звук машины времени в фильме «Иван Васильевич меняет профессию» был записан как раз на нем. В Голливуде моду на советское изобретение ввел Альфред Хичкок: в 1945 году он впервые использовал саундтрек к своему фильму «Завороженный», исполненный с помощью этого необычного инструмента, за что получил «Оскар». Правнук изобретателя тоже пишет музыку для фильмов при помощи терменвокса, а также дает концерты в российских городах, где часто большая часть зала даже не слышала о таком инструменте. Обычно звучит он вместе с органом – они прекрасно дополняют друг друга.
- Выбираем музыку, которая, с одной стороны, подходит для инструмента, может по-новому его раскрыть, с другой – может сама по-другому раскрываться через терменвокс. Как говорил сам Лев Термен, это песенно-голосовой инструмент, его эстетика близка к человеческому голосу, а выразительные возможности находятся в одной плоскости - между скрипкой, виолончелью и голосом. В первую очередь, это тонкое управление вибрациями, переходами между нотами, - говорит правнук изобретателя.
Наряду с музыкальной классикой со сцены звучат и написанные им мелодии, например, пьеса Hiroshima mon amour. Для нее Петр Термен использует также ноутбук и контроллер, чтобы создать хор инструментов и погрузить слушателя в атмосферу города, на который обрушиваются ядерные бомбы.
Несмотря на то, что идея управления пространством только руками, без посторонних предметов, развивается, возникают, например, очки дополненной реальности и контроллеры управления синтетическим звуком, прямых аналогов терменвоксу нет до сих пор. Сам он меняется, возникают электронные версии, но Петр Термен считает, что это не эволюция, а, в хорошем смысле слова, мутация.
Терменвокс звучит в песнях «Whole Lotta Love» Led Zeppelin и «Little People» The White Stripes, им вдохновляются сотни музыкантов по всему миру.
Родился терменвокс благодаря физике, но чтобы играть на нем, знать ее необязательно, а вот пропускать душу буквально сквозь кончики пальцев и невидимые поля - нужно непременно.


«
Made on
Tilda