Ветер южных морей специализированному буровому судну «Бавенит» хорошо знаком, оно работало у берегов Бразилии, Австралии, Малайзии, Африки, в Мексиканском заливе. Теперь же ему должны покориться холодные воды моря Лаптевых, куда оно вышло в середине августа из Мурманска.
Миссия у экипажа более чем важная: подготовить дополнительные геологические материалы для обоснования положения внешней границы континентального шельфа Российской Федерации в акватории Северного Ледовитого океана. Выход прошел в рамках федерального проекта «Геология. Возрождение легенды».
В 2023 году Российская Федерация уже получила частичное одобрение Комиссии ООН на расширение своего континентального шельфа в Северном Ледовитом океане. Однако в регионе по-прежнему остаются перспективы наращивания площади расширенного континентального шельфа Российской Федерации. Но чтобы не было предпосылок для оспаривания решения, данные необходимо подкрепить новыми исследованиями.
- Этот проект имеет скорее геополитическую цель. Мы планируем, что бурение в море Лаптевых, в районе полуострова Таймыр, позволит также усилить геологическое обоснование заявки Российской Федерации по расширению внешней границы континентального шельфа в Евразийском бассейне, в районе хребта Гаккеля – что он имеет продолжение. Перед экспедицией провели большой объем геофизических исследований. При выборе точки бурения перебрали много вариантов ее постановки. С точки зрения геологии, ледовой обстановки, технологической стороны, ее называют оптимальной для работы, - рассказывает генеральный директор ФБГУ «ВНИИОкеангеология» Борис Шумский.
Локация в море Лаптевых удобна еще и тем, что здесь можно пробурить неглубокую скважину, но узнать тайны недр на гораздо большей глубине. Если объяснить просто, то есть участки, где происходит поднятие глубоко залегающих горизонтов ближе к поверхности. Так, слои, которые интересуют геологов и находятся на больших глубинах - в 5-8 километров, поднимаются выше и оказываются на глубине в 200-300 метров. С такими параметрами бурение становится удобным.
Ученые для выбора мест бурения ориентируются в том числе на советский опыт и накопленные предшественниками данные о сейсмической активности в Арктике.
Несмотря на лето, работать в условиях Арктики непросто. Хотя на материке стоит жара, на судах, идущих по Севморпути, моряки лепят снеговиков. Но все же от моря Лаптевых участники экспедиции ожидают милости - не зря оно считается одним из самых спокойных в северных широтах.
- И все же погода порой непредсказуема. В Арктике прогнозы не всегда хорошо работают, как в других, более изученных судоходных регионах страны. При силе ветра в 15 м/с и высоте волн в 3-4 метра возможности наши будут ограничены. Но главное - судну устоять при бурении, которое может длиться и до недели, - объясняет детали управляющий директор АО «Арктические морские инженерно-геологические экспедиции» Виталий Хомбак.
Выход «Бавенита» не зря назначили на середину августа – учли опыт того, что раньше и в начале сентября ледовая обстановка создавала трудности для судов.
В рамках определения внешней границы континентального шельфа РФ это будет уже вторая экспедиция - первая состоялась в 2021 году, хотя работа над этой задачей началась еще в 2020-м. Как отмечает Виталий Хомбак, с 2020 года пробурили уже 38 малоглубинных стратегических скважин общей глубиной в 4800 метров. При этом, как отмечают заказчики работ, потребность в буровых работах на арктическом шельфе гораздо выше.
- Параметрическими скважинами он разбурен недостаточно, в его восточной части таких скважин только одна, и то с архипелага, морских нет. В таких условиях качественно и верно выполнить геологические построения невозможно. В Норвегии, например, подобных скважин более пяти сотен на акватории, которая сопоставима с Баренцевым и Карским морями. На дальневосточном арктическом шельфе нам надо хотя бы несколько десятков таких скважин – это позволит геологам создать модели, обеспечивающие экономию при проведении разведочных работ и последующей добыче полезных ископаемых. Мы точно будем знать нефтегазоносность этих территорий, - пояснил Борис Шумский.
А ведь в недрах арктических морей скрыта вся таблица Менделеева, и, в первую очередь, для российской экономики важны углеводородные ресурсы.
К слову, «Бавенит» не имеет аналогов в России, а в мире таких судов насчитывается не более десяти. Долгие годы оно использовалось как инженерно-геотехническое, например, для прокладки подводных кабелей. Но после глубокой модернизации «Бавенит» теперь может работать с более широким фронтом задач. От других судов его отличают улучшенные характеристики, например, для того, чтобы «замереть» над местом бурения, не надо бросать якорь – «Бавенит» может буквально балансировать на воде.
Ожидается, что экспедиция в Карском море продлится 3-4 недели, после чего судно зайдет в порт Певек.