«На уроках истории нужно размышлять и даже спорить»
Помощник президента РФ Владимир Мединский провел встречу с мурманскими школьниками
Владимир Мединский уверен, что в скором будущем образование будет занимать меньше времени. (Фото: Игорь Громов / Правительство Мурманской области)
Помощник президента РФ, председатель межведомственной комиссии по историческому просвещению России Владимир Мединский посетил Мурманскую область. Политик пообщался с заполярными школьниками в рамках «Арктического диалога», а заодно представил региону свой новый учебник по истории. На протяжении двух часов в дружеской атмосфере он отвечал на интересующие ребят вопросы. Закрытых тем не было: подростки спрашивали об образовании будущего, ситуации с ЕГЭ, о том, почему важно знать историю, и многом другом.
Как найти истину?
Так, например, один из вопросов касался исторических фактов. Ученица 11 класса Марьяна спросила, как научиться отличить достоверную и недостоверную информацию, истину от откровенной лжи.
- Мы живем в век продвинутых технологий, которые порой работают против нас: появляется все больше исторических фейков, так как с помощью искусственного интеллекта и компьютерных технологий можно смоделировать любое фото, видео, заявление исторического деятеля, – сказала ученица.
Помощник президента подчеркнул, что историю нужно не «зазубривать», а анализировать. Тогда и разобраться в ней будет проще.
- Истина в истории – вещь относительная, потому что история – наука субъективная. На уроках в первую очередь надо обсуждать и даже спорить. Потому что в споре, во-первых, вы запомните предмет лучше, во-вторых, научитесь думать. Можно, например, попробовать такую игру: поставить себя на место исторического деятеля и попробовать принять правильное решение. Ну и, конечно, нельзя черпать исторические знания из социальных сетей. Для начала надо прочитать учебник, а потом уже все остальное, – убежден Владимир Мединский.
Школьники тут же спросили, зачем вообще нужно изучать историю? По словам политика, польза от нее очень проста: эта наука позволяет накапливать и передавать человеческий опыт другим поколениям.
- Главная задача изучения истории - избегать повторения ошибок. А для этого нужно опыт прошлого запомнить, проговорить его про себя, поразмышлять. Тогда история будет еще и интересной, - отметил Мединский.
А нужен ли такой предмет?
Другой вопрос, который задали ребята, касался уроков обществознания. Предмет сокращают до двух часов в неделю, а ЕГЭ по нему остался: готовиться сложно.
Спикер ответил, что вскоре дисциплину ждут кардинальные изменения.
- Обществознание - предмет нужный, но надо кое-что в нем улучшить. В нынешнем виде он бесполезен. Я надеюсь, что та реформа, которую планирует Минпросвещения в отношении обществознания, будет практически полезна для школьников. Но в этом году все будет по-старому. Реформа, если случится, - будет постепенной», - сказал Мединский.
Изменения должны произойти в 2025 году и, если они вступят в силу, с 6-го по 8-й классы обществознания вообще не будет, оно останется только в старших классах - с 9-го по 11-й. ЕГЭ, возможно, останется, но его могут объединить с экзаменом по истории.
В пример того, что урок не так уж и важен, спикер привел обществоведение в СССР, которое преподавалось лишь раз в неделю в 10 классе.
- Уже в 90-е обществознание превратили во второй предмет истории по сути. В гуманитарных классах обществознание преподают больше, чем историю. При этом история местами преподается поверхностно, часов на нее не хватает, - говорит помощник президента.
Если реформа состоится, часть часов обществознания средних классов уйдет на занятия региональной историей. В каждой школе появится и учебник по истории своего региона, и выделенные часы для этого.
Меньше – лучше?
Также школьников волнует университетское будущее, в которое они отправятся после стен школы. Что будет с высшим образованием, поменяется ли в ближайшие годы отношение к учебе?
Помощник президента РФ ответил, что время, которое сегодня отводится на получение среднего образования, может серьезно сократиться, а высшее образование, наоборот, придется получать несколько раз. По словам политика, скоро учиться в школах дети будут не 9-11 лет, а гораздо меньше.
- Развитие сейчас ускоряется, все происходит быстрее. Время диктует сокращение продолжительности среднего образования. То, что сейчас у нас 11 классов, - непозволительная роскошь. Мы будто живем в XIX веке. Образование должно стать спрессованнее, чтобы быть конкурентноспособным, а не размышлять в 19 лет, чем бы таким заняться, - отметил спикер.
По его словам, изменения коснутся и профессионального образования: одной «корочки» будет уже не хватать.
- Полагаю, что классическое образование уйдет в прошлое. Оно станет занимать меньше времени, быть более специализированным и рассчитанным на ближайшие 10 лет. А потом нужно будет переучиваться. Человек, который не учится чему-то новому, станет неконкурентноспособным. Поэтому, безусловно, будет несколько образований в течение жизни, - сказал Мединский.
К слову, были и не только ответы на вопросы, но и полезные советы. Так, Владимир Мединский рассказал ребятам, как правильно вести конспект, чтобы подготовиться к экзаменам на «отлично».
- В гуманитарных науках конспект нужно вести всегда. Достаточно прочитать текст дважды: один раз просто, для понимания, а второй раз параллельно читаешь и выписываешь нужное. Хороший конспект – это 10% текста в учебнике. Можно меньше. Естественно, никто никогда не пишет конспекты предложениями. Только отдельные слова, цифры, факты, имена, которые вы считаете важными. Плюс для оформления конспекта всегда используйте цветные ручки, берите тетрадь на 48 или 96 листов. И самое главное – смысл конспекта должен быть в изложении логики события: одно следует из другого», – поделился Владимир Мединский.
Прочитать и оценить
Участники встречи, задавшие самые интересные вопросы, получили в подарок учебники истории, автором которых является сам спикер. Его пособия для 10-11-х классов используются в российских школах с сентября 2023 года.
В этот раз помощник президента также представил в регионе новую линейку учебников истории для 5-9-х классов. Их апробируют в мурманских школах.
Свежие пособия созданы на базе уже имеющихся изданий: их улучшили, сделали более современными. Многое написано заново, а треть текстов серьезно переработана.
- Предложен совершенно иной концептуальный подход: новый учебник – открытый, синхронизирует отечественную историю и всеобщую. История должна объединять, - подчеркнул Владимир Мединский, комментируя обложки учебников.
Значительно расширены разделы об истории науки, культуры и искусства. Представлено большое количество материалов о роли личности в истории. Задача - вызвать у школьников интерес, желание больше узнать о том, как жили наши предки. Так, в 5 классе введен раздел о развитии первобытного общества на территории России. После каждого параграфа даны QR-коды, ссылки на дополнительные источники, сайты музеев, архивов, библиотек.
Помощник президента предложил педагогам Кольского Заполярья поучаствовать в апробации новой линейки учебников и поделиться своим мнением, как сделать их еще более интересными.

«
Made on
Tilda