В июле 2024 года президент Владимир Путин подписал Указ о создании комиссий Госсовета по направлениям социально-экономического развития РФ. Председателем комиссии «Северный морской путь и Арктика» стал губернатор Мурманской области Андрей Чибис, первое ее заседание прошло на минувшей неделе. «КП» изучила, что обсуждали на встрече и ради чего.
Усилить флот и пересчитать ресурсы
Особенное внимание к АЗРФ и Севморпути на высшем федеральном уровне отмечается уже не первый год.
- Дальний Восток и Арктика – это регионы, за которыми безусловное будущее России. Здесь - не только ресурсы, но и выход к региону мира, который активно и очень хорошими темпами развивается, - отметил еще в 2022 году на пленарном заседании Восточного экономического форума Владимир Путин.
По поручению президента правительство утвердило план развития Северного морского пути, который называют связующим звеном для всех арктических регионов до 2025 года. Он состоит из 150 мероприятий с общим объемом капитальных вложений более 1,7 триллиона рублей. Цель – нарастить объем грузопотока по этой транспортной артерии до 100 миллионов тонн к 2030 году.
- Одна из важнейших задач - обеспечить международный транзит по Северному морскому пути. У нас есть суда для перевозки углеводородов, но нет балкеров ледового класса и контейнеровозов. Мы увидели удачный пример, как «Совкомфлот» вошел в этот проект больше 10 лет назад. И по сути, мы, без участия иностранных компаний, смогли обеспечить вывоз углеводородов. Хотя это было непросто. Наша задача - сделать перевозчика с балкерным флотом контейнеровозами. И сегодня такая возможность есть. Сегодня в «Росатоме» есть транспортно-логистические компании, на базе которых можно реализовать пилотный проект по строительству судов ледового класса, – отметил советник президента Российской Федерации, специальный представитель президента Российской Федерации по международному сотрудничеству в сфере транспорта, заместитель председателя Морской коллегии Российской Федерации Игорь Левитин.
Одна из задач комиссии – объединить представителей арктических регионов, профильных компаний и ведомств, чтобы аккумулировать все предложения по развитию Севморпути к достижению поставленных целей. На заседании не раз говорили о необходимости актуализировать анализ целевой грузовой базы, сформировать основные направления грузопотока, а также потребности во флоте высокого ледового класса, в первую очередь - ледокольного.
- Борьба за арктические ресурсы активно наращивается со стороны оппонентов нашей страны. Широкомасштабное освоение арктических ресурсов можно осуществить только при наличии развитой логистики, человеческих ресурсов и соответствующих инвестиций. Северный морской путь - это самый короткий морской транспортный коридор между Азией и Европой. Безусловно, экономически, географически он плотно связан со всей Арктической зоной нашей страны. Мы находимся в режиме поиска дополнительных решений, чтобы обеспечить выполнение задач, поставленных президентом по развитию и Арктики, и Севморпути. Это требует больших инвестиций, но их стоит рассматривать как инвестиции в безопасность нашей страны, а не только как коммерческую окупаемость, – отметил Андрей Чибис.
Дополнительно на заседании отметили важность модернизации инфраструктуры и решений по развитию транспортных узлов, в том числе расширению мощностей ближних и дальних железнодорожных подходов к Мурманскому транспортному узлу, необходимость обеспечения бесперебойности и безопасности судоходства за счет совершенствования спутниковой группировки.
Думая о людях
Севморпуть – это не только грузопоток и развитие судоходства. Его развитие прямо связано и с изменением жизни в регионах, через которые он проходит.
- Развитие Арктической зоны Российской Федерации является национальным приоритетом. Российская Арктика формирует около 15% ВВП страны и около 20% экспорта, там проживает почти 2,5 миллиона человек, что является самым высоким значением численности населения среди стран мировой Арктики. Реализация экономического потенциала Арктики, которая приносит в бюджет страны каждый шестой рубль, требует особых механизмов опережающего развития инфраструктуры, научно-технологической базы, социальной сферы в опорных населенных пунктах АЗРФ, где проживает более 70% населения АЗРФ. На заседании прозвучали важные и конкретные предложения, которые мы, как профильное министерство, поддерживаем, – подчеркнул министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков.
Благодаря тому, что участие в комиссии принимают главы субъектов, проще изучить уникальные решения, которые можно тиражировать с одного субъекта на все. Речь идет о процессах в здравоохранении, благоустройстве, образовании, бизнесе и т. д. Изучив 250 практик, выделили 20 по пяти направлениям, которые, как отметил Алексей Чекунков, позволят России стать мировым лидером в организации жизни людей за Полярным кругом.
Все 16 мастер-планов для арктических агломераций, идею создания которых в свое время предложил Андрей Чибис, будут объединены в единый план, чтобы каждый бюджетный центр был обеспечен проектированием, финансированием строительства и эксплуатации объектов. Приоритет будет у проектов подведения береговой инфраструктуры, транспортных потоков, потенциально - разгрузки Восточного полигона. В числе предметных - темы для обсуждения и воплощения: система мониторинга вечной мерзлоты и технологии волнового контроля устойчивости зданий, гибридная энергетика, мобильная медицина, энергоэффективные технологии строительства жилья, системы городского освещения, теплые остановки, арктические фермы, автомобили повышенной проходимости и другие решения.
Комиссия – это площадка, где главы арктических субъектов могут предлагать свои идеи по развитию АЗРФ и поддерживать инициативы коллег, ведь когда речь идет о такой масштабной задаче, как развитие Севморпути, соседи должны быть сплоченными.
Губернатор Архангельской области Александр Цыбульский предложил проработать вопрос сохранения уровня софинансирования реализации национальных проектов, касающегося не только проведения капитальных ремонтов жилых домов, но и переселения из ветхого и аварийного жилья.
- То же самое касается модернизации коммунальной инфраструктуры. У нас сегодня предлагается софинансирование на 35-36% из регионального бюджета. Это неподъемно. Почему мы можем выходить с этим предложением, потому что северные арктические территории с учетом специфики, климата, с учетом карниза недофинансирования в первые 20 лет постсоветского периода, у нас эта проблема сегодня стоит наиболее актуально. Поэтому тоже просил бы выйти с этим предложением, чтобы уровень софинансирования был сохранен в тех параметрах, которые определены постановлением правительства РФ, – подчеркнул Александр Цыбульский.
Губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа, председатель комиссии Государственного совета Российской Федерации по направлению «Молодежь и дети» Дмитрий Артюхов отметил совместную работу регионов по теме северных надбавок для сотрудников территориальных подразделений федеральных органов.
Андрей Чибис не раз подчеркивал важность улучшения качества жизни в Арктической зоне, и экономическое развитие, в том числе за счет Севморпути, должно этому помочь. Глава Кольского Заполярья озвучил предложения, поддержанные всеми регионами АЗРФ, о необходимости приоритизации мероприятий мастер-планов в национальных проектах, смягчении критериев предоставления субсидий регионам АЗРФ и необходимости зафиксировать лимиты в 100 миллиардов рублей инфраструктурных бюджетных кредитов для Арктики, выделенных на реализацию мастер-планов арктических и дальневосточных регионов.
Здоровье северян - в приоритете
Один из важных социальных вопросов, когда речь идет о северянах – это их здоровье. Поэтому отдельное внимание на заседании комиссии уделили этой теме.
Члены Комиссии согласились с тем, что с учетом особых климатических условий Севера и высоких финансовых издержек, необходимы дополнительные механизмы и инструменты для повышения качества жизни: выработка стандарта арктической медицины, возможность запуска отдельного трека в рамках всероссийского конкурса по создания комфортной городской среды для регионов АЗРФ и предоставления им возможности направить средства от списания 2/3 задолженности по ИБК на модернизацию жилищного фонда.
- Северный морской путь и развитие арктических регионов, безусловно, связаны, поэтому президентом принято решение о создании единой комиссии, – мы будем взаимодействовать с комиссиями Госсовета по экспорту и транспорту. Выработан набор решений по привлечению дополнительных инвестиций, инфраструктурных бюджетных кредитов в реализацию мастер-планов, а также приоритизации этих мероприятий в рамках национальных проектов. Отдельная тема – это медицина, которая должна быть более углубленной в части медицинских исследований и защиты здоровья людей. Развитие Северного морского пути – проект крайне значимый для безопасности и суверенитета нашей страны, можно сказать, исторический. Мы выработали набор решений, и приложим все усилия для его реализации при активной поддержке и внимательном контроле со стороны руководства страны, – отметил Андрей Чибис.
Отдельно можно выделить предложение расширить и укрепить сотрудничество с дружественными странами в Арктике путем реализации партнерских проектов в судостроении и развитии портовой инфраструктуры как на территории России, так и за ее пределами.
Напомним, что ранее Андрей Чибис по поручению президента возглавил рабочую группу Госсовета по развитию Арктической зоны России, в рамках которой был выдвинут ряд значимых инициатив, по которым впоследствии получена поддержка главы государства и правительства страны: федеральное финансирование программы реновации ЗАТО, развитие опорных населенных пунктов Арктики, запуск Арктической ипотеки, решение по корректировке условий программы «Приоритет – 2030», благодаря чему в нее смог войти Мурманский арктический университет.