Светлана Панфилова: Даже в условиях экономической войны с Россией ставим себе выполнение планов на 100%
Глава министерства развития Арктики и экономики Мурманской области – о вызовах и работе с ними
Светлана Панфилова теперь не только министр развития Арктики и экономики Мурманской области, но и замгубернатора. (Фото: Дмитрий ДУБОВ / Правительство Мурманской области)
При формировании нового состава правительства после выборов губернатора глава Мурманской области Андрей Чибис на 90% сохранил его структуру и состав, но были и изменения. Так, к функциям регионального министерства развития Арктики и экономики отнесли туризм, рыбное и сельское хозяйство, а возглавляющая его Светлана Панфилова стала не просто министром, но еще и заместителем губернатора. О новых направлениях деятельности, экономическом потенциале Кольского Заполярья в непростых условиях антироссийских санкций – в материале «КП».
- Светлана Анатольевна, как оцениваете, что теперь у вашего министерства есть новые задачи, в том числе туризм?
- Когда-то существовало министерство инвестиций и промышленности, которое также занималось туризмом и рыбной отраслью. Поэтому это - не новые для нас направления, а возвращенные функции. Если говорить более предметно про туризм, то Мурманская область уже хорошо известна, она на слуху, но количество туристов у нас растет быстрее, чем развивается инфраструктура. Поэтому наша задача – наполнить места и маршруты, которые популярны далеко за пределами нашего региона и страны. Ее мы будем решать вместе с представителями команды комитета по туризму, которые перейдут в министерство.
- А если коснуться темы рыбного и сельского хозяйства?
- В первую очередь это - реновация Мурманского морского рыбного порта, обеспечение наших рыбников инфраструктурой в судоремонте. Южная часть порта работает не так эффективно, как могла бы, и наша задача это исправить. Сейчас предприятие проводит оценку своих активов, что непросто, так как много лет имущество по кусочкам оформлялось на разных собственников, поэтому предстоит большая работа по возвращению имущества, поиску надежных партнеров. После этого мы сможем более предметно говорить о плане реновации. Еще важные направления – инвестквоты и аквакультура.
- И мы понимаем, что помимо обозначенных трудностей, есть и более глобальные – антироссийские санкции.
- Санкционное давление очень сильное, и не только на экономику Мурманской области, но и России. Наш крупный бизнес его очень прочувствовал, есть трудности у проектов, которые были завязаны на экспорте, и тех, у которых в изначальной проектной документации было значительное количество иностранного оборота. Некоторые из них до сих пор перестраиваются, кто-то уже нашел новые рынки сбыта, например, крабов повезли в Азию. У нас есть идеи, как реагировать на такие трудности, но не буду их озвучивать – как говорится, нас слушают не только друзья, но и враги.
- Смещение грузопотока сказалось и на Мурманском морском торговом порте: у него отмечен спад объема перевалки грузов, работа идет далеко не в полную мощность, в том числе из-за того, что сократились поставки угля. Это временные трудности или намечается тенденция? Звучали планы по контейнерным перевозкам по Севморпути.
- Рассматриваются разные варианты по грузам, в том числе и контейнеры. Нашему крупному бизнесу и китайским партнерам было бы интересно работать в этом направлении. Отмечу, что речь идет о поставке не только наших местных грузов, но и из других регионов – я уже говорила про наши транзитные возможности, морская перевозка все же выгоднее, чем по железной дороге. Мы можем разгрузить железнодорожное сообщение в той же центральной части России, при этом просчитав нагрузку на нашу ветку – у нас ведь есть еще автомобильное транспортное плечо. Этот вопрос, конечно, надо рассматривать комплексно. Главная задача – найти товар, а уже под него выстроится логистика. Например, сейчас уже есть контейнерные перевозки по Севморпути, которые субсидируются федеральным правительством, и любой желающий производитель в сборном грузе-контейнере может направить на Дальний Восток и дальше, в Азию, свою продукцию. Вопрос только в желании, потому что, конечно, новую логистику выстраивать сложно.
- К слову, раз мы уже коснулись этой темы: как изменился экспорт с 2022 года?
- Благодаря нашему геополитическому положению, у нас много дружественных стран, с которыми за последнее время наладились замечательные отношения. Конечно, это Республика Беларусь, например, недавно в Апатитах открыли центр технической поддержки БелАЗ – первый в СЗФО. Также идет увеличение грузопотока с Азией, в первую очередь – с Китаем. Нужно учитывать наш колоссальный транзитный потенциал.
- План по строительству белорусского порта в Мурманске для перевалки их грузов тоже в силе?
- Все верно. Создана компания, уже белорусскими партнерами, для реализации проекта, и, конечно, прежде чем войти в проект, нужно ряд таких обязательных действий совершить, инвестиционную декларацию в соответствии с законом о морских портах защитить, и коллеги сейчас находятся в стадии ее подготовки.
- Эта компания может стать резидентом Арктический зоны РФ (АЗРФ) или ТОР «Столица Арктики»?
- Такое решение они будут принимать, исходя из своих интересов, но это очень вероятно.
- А в целом у нас ведь идет постоянный прирост резидентов.
- Безусловно. Отмечу, темпы их регистрации несколько снизились, но не потому, что меньше стало инвестиционных проектов, просто мы не гонимся за количеством, нам важно качество. Мурманская область остается лидером по количеству резидентов АЗРФ, у нас их 279 и еще восемь в ТОР. За пять лет в развитие Мурманской области инвестировали порядка 1,2 триллиона рублей. Благодаря двум режимам резиденты фактически вложили в экономику более 235 миллиардов рублей, создали 5750 рабочих мест. В следующем году будем праздновать пятилетие этих режимов, планку не ставим, но стремимся к тому, чтобы было качество у проектов, создавалась инфраструктура. Потому что там очень много социальных и туристических проектов.
- Какие-то примеры можно привести?
- На улице Подгорной появится акватермальный комплекс с аквапарком, концессия уже заключена. Также в рамках мастер-плана Мурманска, как опорной агломерации АЗРФ, в районе рыбного порта планируют создать деловые центры и рыбную биржу. По сути, это будет рыбный магазин или рынок, куда будет поставляться свежая рыбная продукция от наших рыбаков.
- Многих северян интересует судьба и более крупных проектов, в первую очередь - это разработка новых месторождений. Колмозерское и Полмостундровское литиевые месторождения, крупнейшее в мире месторождение платиновой группы Федорова тундра. Это не просто экономически выгодные проекты для нашего региона, в данном случае речь идет о промышленном суверенитете страны. Но опять же санкции…
- Эти проекты продолжаются. Да, они начинались задолго до 2022 года, и мы понимаем, что это значит. Во-первых, рынки сбыта были более ориентированы на западное направление, во-вторых, возникли трудности с оборудованием. Это сказывается на сроках реализации, но не означает остановку - ведь тот же литий – стратегически важный металл, а новую расстановку приоритетов. Аукционы прошли, завершены геологоразведочные процедуры, в данный момент формируется план взаимодействия с коренными малочисленными народами Севера. Разработать месторождение - не кафе открыть, поэтому надо учитывать сложность такой работы и не ждать быстрого результата.
- Недавно Мурманская областная Дума поддержала законопроект о дифференцированных налоговых ставках в зависимости от категорий налогоплательщиков. В вашем выступлении тогда четко прозвучали причины этого сложного решения: бюджет поддерживал предпринимателей до тех пор, пока это было возможно, налоговые льготы действовали с начала пандемии коронавируса. Но сейчас в условиях экономической войны с Россией финансовой возможности для такой поддержки нет. И все же – есть ли риски для регионального бизнеса? Не ждет ли нас массовое закрытие малых и средних предприятий?
- Без рисков, к сожалению, не бывает. Новый дифференцированный подход не стал для наших предпринимателей чем-то неожиданным, мы не раз проводили встречи и постарались подробно рассказать о причинах изменений и их сути. Многие нас благодарили за такую открытость. С момента пандемии прошло уже почти пять лет, сейчас, как таковых, пострадавших отраслей нет, и поддерживающие меры в виде льготных налоговых ставок, которые после стали стимулирующими как инструмент, больше применяться не могут. Но сохраняются другие меры поддержки, например, по страховым взносам или программа «Губернаторский старт».
- В последнее время мы видели положительную динамику по инвестициям, удастся ли ее сохранить в этом году и ближайшем будущем?
- В текущих условиях делать какие-то прогнозы очень смело, лучше обращаться к фактам. Год еще не закончен, но за девять месяцев мы выровнялись по инвестициям. Если в прошлом году у нас там были показатели чуть ниже плана, то в этом - даже идет с небольшим превышением. Думаю, итоговые результаты будут хорошие, в том числе благодаря проектам, которые завершаются, например, до конца года будет введен порт «Лавна». В любом случае, мы всегда ориентируемся на стопроцентный план и стараемся не сбавлять темпов.


«
Made on
Tilda