Неприятно впечатляющая статистика: с начала 2024 года кибермошенники выманили у жителей Мурманской области более миллиарда рублей, и изо дня в день эта сумма продолжает расти. При этом вернуть хоть какие-то сбережения удается максимально редко.
Так, этим летом житель Оленегорска отдал лжеброкерам 16 миллионов рублей. С мужчиной через мессенджер связалась «брокерская компания», предложив быстрый заработок через инвестиции. Другой случай был с пенсионеркой из Мурманска, которая, «обезопасив» себя, перевела свои сбережения и взятые в кредит 6 миллионов рублей на неизвестный счет.
Обманывают даже детей: осенью кибермошенники связались со школьником из Мурманска, пообещав подарки в онлайн-игре. И убедили ребенка передать данные банковской карты его отца, а также продиктовать коды из смс-сообщений. В итоге с карты пропали более 200 тысяч рублей.
И таких случаев - сотни. По данным правоохранителей, всего за год совершено более 3 тысяч мошенничеств. Это почти каждое третье преступление, совершаемое в области. В праздничные дни негодяи тоже не дремлют, поэтому важно не поддаваться новогодней расслабленности и не терять бдительность.
- Когда все только начиналось, было понятно, что часто жертвами мошенников становятся люди пожилого возраста, которые не разбираются в онлайн-сервисах и в целом более доверчивы. Сейчас акцент смещается, и под влияние аферистов попадают все категории людей, - рассказывает старший прокурор отдела по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Мурманской области Екатерина Койпиш.
Злоумышленникам - просто узнать ваше имя-отчество или как зовут вашу бабушку. Они стали активно использовать методы социальной инженерии: просматривают соцсети потенциальных жертв, ищут все персональные данные, которые люди оставляли в медцентрах, банках и так далее. И таким образом формируют портрет человека, чтобы было легче ввести его в заблуждение.
Мошенники постоянно совершенствуют схемы обмана. Например, создают сайты-двойники интернет-магазинов во время праздничных распродаж, выдают себя за курьеров доставки цветов и инкассаторов, которые отвезут деньги в другой банк и положат их на «безопасный счет». Ну, и по традиции, представляются правоохранителями, лжесотрудниками банков, специалистами МФЦ, операторами связи и кем только можно.
- С каждым годом зло-умышленники становятся все более изобретательными и изощренными. Они умело играют на человеческой психологии – торопят, пугают, создают чувство паники. Не поддавайтесь давлению. Когда речь идет о звонках или сообщениях от кого бы то ни было – если что-то смущает или речь зашла о деньгах, лучше сразу прервать разговор и самостоятельно связаться с человеком или с организацией, от имени которых вам позвонили или написали. Важно не действовать на эмоциях, ведь именно на это и рассчитывают мошенники. Главной защитой от них остается бдительность, – советует зам. начальника отдела безопасности Отделения Банка России по Мурманской области Иван Панковец.
Часто мошенники действуют из-за границы, пользуясь мобильным интернетом и совершая звонки через него. Например, аферисты звонят через WhatsApp. Деньги вернуть очень сложно, потому что перевод проводится через несколько счетов и часто средства выводятся за границу. Однако шанс получить обратно свои сбережения все же есть, пусть и небольшой.
- Гражданским кодексом предусмотрена возможность возврата неосновательного обогащения. Когда установлен счет, куда были переведены деньги, мы предъявляем в интересах потерпевших иски о взыскании средств с владельцев этих номинальных счетов, - объясняет старший прокурор.
Мошенники, конечно, свои навыки обмана прокачивают, но государство тоже разрабатывает новые способы защиты от них. Так, с июля 2024 года вступили в силу изменения в законодательстве: банки обязаны проверять подозрительные транзакции. Если, например, человек переводит большую сумму тому, кому обычно деньги не отправляет, то банк может приостановить эту операцию и запросить данные из специального программного обеспечения, где находится информация о счетах и номерах, которые используют мошенники.
С 2025 года также появится возможность подать заявление в МФЦ или на Госуслуги, запретив самому себе брать потребительские кредиты. Также человек сам может отозвать такое заявление, но на это потребуется время. Поэтому мошенникам будет сложнее обмануть его.
Специалисты не устают повторять: основное правило при разговоре с мошенником, которое позволит уберечь свои финансы, - просто положить трубку! А если говорят про попавшего в беду родственника, пишут от имени начальника и друзей, то - перезвонить человеку самому или встретиться лично.