С чего начинается Варзуга?
Варзугу не просто так называют жемчужиной Кольского Севера. Расположившееся по обе стороны одноименной реки село не оставит равнодушным никого, кому хотя бы раз посчастливилось увидеть его красоту своими глазами. Варзуга по праву может считаться древнейшим поселением Кольского полуострова: оно на 450 лет старше Мурманска и впервые упоминается в Новгородской летописи как Корельский погост. А вот топоним «Варзуга» появляется лишь в летописях 1466 года.
Основными видами хозяйственной деятельности Терского берега были звериный промысел и рыболовство. В XVII веке семгу из Варзуги подавали в Москве прямо на царский стол. Также в столицу везли северный жемчуг. Однако дары северного края нередко доставались ценой жизни. На 1678 год в 14 из 62 дворов проживали вдовы.
Как отмечал историк и краевед Иван Ушаков, местные хорошо владели топором, поэтому жилища, мореходные и промысловые суда сооружали сами. Избы строились просторные, как правило, в два этажа на новгородский манер, и крылись не соломой, а тесом. Нижний этаж в таких домах оставался нежилым и предназначался для кладовых или мастерских.
Налево пойдешь - Никольскую церковь найдешь
Строили в Варзуге и храмы. В 1491 году на левом берегу монахи Соловецкого монастыря возвели церковь во имя Николая Чудотворца. По утверждению Ивана Ушакова, это был первый православный храм на Кольском полуострове. Историкам неизвестно, что с ним стало, но в 1705 году на средства жителей Варзуги был построен другой. Он имел пять глав и два одноглавых придела - Ильи Пророка и Сергия Радонежского.
Многое из того, что составляло внутреннее устройство новой Никольской церкви, приобреталось на деньги прихожан, например, трехъярусный иконостас. Его изготовили в Соловецком монастыре в 1864 году. Как писал Ивана Ушаков, «все иконы верхнего яруса [были] древнего письма, но поновленные».
Иконостас Ильинского придела из 9 новых икон и 31 поновленной также создали на Соловках в 1851 году. Работа мастеров обошлась прихожанам в 350 рублей.
На левом берегу Варзуги с Никольской церковью соседствовала и другая - во имя святых апостолов Петра и Павла. Сведения о храме имеются с 1563 года. Простояв почти триста лет, в 1853 году он сгорел. На месте пожара возвели новую церковь, но огненный рок в декабре 1862 года настиг и ее. Через два года храм восстановили снова.
При церкви Петра и Павла имелось книгохранилище. По сведениям, которые приводит Иван Ушаков, там хранились сочинения Симеона Полоцкого, труды Марка Витрувия «Об архитектуре», «Созерцание природы» Шарля Бонне, а также произведения русских писателей и номера журнала «Христианское чтение».
Направо пойдешь - Успенскую церковь найдешь
Еще один храм - Успения Пречистой Богородицы - возвели на противоположном берегу. Правда, впервые он стал известен как придел Никольской церкви, и лишь в 1563 году упоминается как отдельная постройка. История умалчивает, по каким причинам в ХVII веке понадобилось возводить новую церковь. Возможно, здание обветшало или подверглось разрушению огнем. Или же масштабная стройка стала следствием Соловецкого восстания.
Монахи Соловецкого монастыря были не согласны с церковными преобразованиями патриарха Никона. С 1668 по 1676 годы монастырь находился в осаде, однако варзужские вотчины продолжали приносить ему значительный доход. В 1669 году царь Алексей Михайлович принял жесткие меры - запретил монастырям иметь какие-либо связи со своими вотчинными землями.
- Как известно, жители поморья внутренне сочувствовали “соловецким сидельцам”, но при этом всем было понятно, что близится трагическая развязка. Также было ясно, что в монастырь уже ничего невозможно доставить, и что в конечном итоге все монастырские богатства достанутся “победителям”, “никонианам”. Внутреннее переживание, напряжение “стояния за веру, за старину” требовало какого-то зримого воплощения и в конечном итоге вылилось в этот величественный памятник древнего церковного зодчества, - пишет митрополит Митрофан в докладе «Варзуга - старейшее поселение Кольского Севера. Исторический путь формирования духовности и традиций».
Так или иначе 4 августа 1674 года строительство новой Успенской церкви подошло к концу. По названиям церквей оба берега Варзуги получили свои названия. Левый берег – Никольский, правый - Успенский.
Но не только наименования противоположных берегов имеют свой сокровенный смысл. Названия церквей также тесно взаимосвязаны с религиозными представлениями поморов.
Святой Николай - покровитель мореходов. Молитвы апостолам Петру и Павлу, как считали поморы, могут помочь в промысле и торговле. А Богородицу в народе почитали как милостливую заступницу и верили, что она может попросить Иисуса Христа простить кающегося грешника.
Кто строил Успенскую церковь?
Уже в советское время бытовало мнение, что Успенскую церковь построили московские мастера по образу храма Вознесения в Коломенском.
- Сходство Успенской церкви с каменной церковью в селе Коломенском самое общее - в шатровой форме и наличии галерей. Но и шатер, и галереи Успенской церкви не являются подражанием коломенским. По своему устройству они совершенно иные. К тому же шатровый верх не был принадлежностью московского зодчества. Он распространен по всему Русскому Северу, и, если уж говорить о заимствовании, легче было взять для подражания наиболее удачные образцы деревянных шатровых церквей в Поморье. Например, Вознесенскую церковь в селе Пияле близ Онеги. <...> И зачем было приглашать в далекое, почти безизвестное село столичных зодчих. Разве для них не существовало другой, более важной работы в Москве и ее окрестностях?, - писал Иван Ушаков в книге «Успенская церковь в селе Варзуга».
Еще одним убедительным доказательством в пользу того, что столичные зодчие не причастны к строительству Успенской церкви, служит находка краеведа Андрея Попова. В начале XX века в Архангельском древнехранилище он обнаружил синодик (церковный список или книга, в котором перечислены имена умерших для поминовения во время богослужения) Успенского прихода, где значилось имя строителя церкви - Климента.
Вероятнее всего, Климент был местным жителем, ведь для того, чтобы внести его имя в синодик, варзужане должны были иметь сведения о его смерти.
Ветры революции
С парадным шествием Октябрьской социалистической революции жизненный уклад страны изменился, а вместе с ним и отношение к православной вере. Бесчисленное количество храмов по всему Советскому Союзу либо закрыли, либо снесли, либо они использовались не по назначению. Рука нового строя коснулась и церквей в Варзуге.
Несмотря на то, что храм апостолов Петра и Павла в советское время продолжал действовать дольше остальных, в конечном итоге он был обезглавлен и в 1938 году передан под склад. Никольская церковь стала колхозным магазином, дверь в который прорубили через алтарь.
Уничтожения красавицы Успенской церкви яростно добивался первый секретарь Мурманского обкома КПСС.
- Мало кто знает, что при его правлении иконы из иконостаса церкви варзужане одно время прятали в песках Кузомени, поскольку поступило категорическое указание об их уничтожении. Можно вспомнить, какие атаки “искусствоведов из Москвы” приходилось отбивать жителям, поскольку правдами и неправдами иконы пытались увезти “на реставрацию”. Знаменитые Царские врата иконостаса обманным путем все же были подменены копией, заранее изготовленной специалистами из Московского музея древнерусской культуры, - подчеркивает митрополит Митрофан.
Однако секретарь Мурманского обкома понимал, что штурмом Успенскую церковь ему не взять - варзужане будут защищать ее до последнего. Поэтому решил пойти на хитрость. Под предлогом вернуть храму первоначальный вид с постройки сняли защитную обшивку. Без нее древесина древнего сруба быстро пришла в негодность. Последствия такого решения удалось исправить лишь после того, как сгнившие бревна заменили.
Наши дни
Сегодня Варзуга - привлекательное место для туристов. Посещение села входит в летний национальный туристический маршрут «От Баренцева до Белого моря». Увлекательное путешествие занимает шесть дней. На пятый день из Кандалакши туристы едут на Терский берег - знакомятся с поморским бытом, сказками, архитектурой.
Однако без должного ремонта некоторые исторические памятники варзужской земли могут попросту исчезнуть. Под угрозой полного обветшания и разрушения сейчас находятся Никольская и Петропавловская церкви. В разные годы мурманские СМИ, в том числе и «Комсомольская правда»-Мурманск» уже освещали проблему разрушение храмов в селе. Однако старания журналистов имели лишь временный эффект. Сейчас никаких работ по реконструкции храмов не проводится.
Спустя не одно столетие история повторяется. Как когда-то своими силами жители Варзуги пытались построить и украсить эти храмы, так сегодня пытаются спасти.
Строительные материалы для этого Елена Карасова, дочь местного жителя Петра Заборщикова, закупала сама. Однако их одних мало - нужны люди. Она признается, что хотела просить о помощи волонтеров. Но для их работы необходим проект, а его создание - дело долгое и трудозатратное, особенно, если знаешь, что вряд ли кто-то поможет. Буквально в начале июля Елена Петровна вновь обращалась к начальнику отдела культуры Умбы, задавала вопросы о реставрации, начнется ли она в ближайшее время. Ответ отрицательный. В министерстве культуры Мурманской области тоже ничем порадовать не смогли.
- Петропавловский храм уже совсем разрушается. То, что после очередных всплесков информации в Варзугу приехали и покрыли его сип-панелями, помочь ничем не может. Никольскую церковь два года назад мой отец, Петр Прокопьевич Заборщиков, взялся ремонтировать сам, невзирая на то, что помощи никакой не было. На свои и мои средства он собрал бригаду плотников из местных жителей, однако это ведь дело добровольное. Сегодня люди могут прийти, а завтра не могут, поэтому особого прогресса нет, - рассказала Елена Петровна.
Храмы Варзуги особое значение представляют и для паломников, которые посещают Терский берег. Поездки организует центр «Вознесение» при Свято-Троицком Феодоритовом Кольском мужском монастыре Мурманской епархии.
В конце июня паломники из Мурманска, Мончегорска, Ревды, Кировска, Апатитов, Заозерска и Ловозера провели два дня, посещая святые места Умбы, Кузреки, Кашкаранцев, Варзуги. Группа набралась большая, более 30 человек. Сопровождали поездку наместник Свято-Троицкого Феодоритова Кольского монастыря игумен Трифон (Михайловский) и настоятель Воскресенского кафедрального храма Умбы иеромонах Никодим (Коливатов).
В Варзуге в программу поездки входит обзорная экскурсия по Успенской стороне, а при благоприятных погодных условиях паломников переправляют на лодках на Никольскую сторону.
- В наших поездках мы задумываемся о своей жизни, о присутствии в ней Бога, о покаянии, о добре и зле. Паломническая группа - как одна большая семья, объединенная любовью к Богу, всегда пребывающая в молитве. Это одно из существенных отличий паломников от туристов. Мы смогли увидеть и прикоснуться к святыням Терского берега. Переправившись на Никольскую сторону, мы посетили Поклонный крест. Видели и уже разрушающиеся храмы и, несмотря на их заметное обветшание, все паломники ощущали их силу. Действующий храм или нет - мы всегда относимся к святыням с благодарностью и благоговением, с молитвой приходим им поклониться, - рассказала представитель центра Альбина Сянатуллина.
Исчезновение Никольской и Петропавловской церквей может стать непоправимой ошибкой. Богатое историческое наследие Варзуги необходимо сохранить и как дань памяти предкам, и как ценнейшее наследие для потомков.
- Мы все, близкие к этой теме, очень хотим, чтобы церкви сохранили, чтобы дело наконец-то сдвинулось с мертвой точки. И от того, что эту проблему игнорируют, нам очень обидно и грустно! Моему отцу вот исполнилось уже 89 лет, и он бы еще очень хотел увидеть, что работа все-таки началась», - поделилась с нами Елена Карасова.