Докажи, что ты саам
В Заполярье состоялась первая в истории судебная тяжба за отметку в охотничьем билете


Сложно представить жизнь саами без оленеводства, охоты и рыбалки. Это три кита, на которых строился их быт веками. Но в 21 веке коренному малочисленному народу Кольского полуострова заниматься традиционным хозяйством все сложнее. Приходится выбивать квоту на рыбу и доказывать… что ты саам и можешь охотиться. Житель Мурманской области Андрей Данилов в таком споре дошел до суда.

Надоело терпеть

В феврале мужчина пошел оформлять охотничий билет. Министерство природных ресурсов и экологии он уведомил, чтобы в документе не забыли поставить отметку о национальности. Но неожиданно оказалось, что сделать это нельзя. Мол, надо еще доказать свое право на нее.

Впрочем, неожиданность — все же громко сказано.

- И раньше поступали отказы в данной отметке. Просто на этом все заканчивалось. Охотники говорили: «Хорошо!» и уходили. А я решил пойти в суд и добиваться своего права. До меня никто не судился, - говорит Андрей Данилов.

Зачем нужна эта пара слов в охотничьем билете и почему так важна? По федеральному закону «Об охоте» представители коренных малочисленных народов могут охотиться для личных нужд без покупки лицензии.

- С одной стороны, кажется, что лицензии стоят недорого: на дичь 650 рублей, 400 рублей госпошлина. Но представьте, если у человека пенсия 12 тысяч рублей? Если закон разрешает нам охотиться без дополнительных разрешений, почему мы должны отказываться от этого? В суде я честно сказал, что ставлю силки на птицу. Мне ответили, что это уголовное дело. Но я лучше отсижу, чем откажусь от того, чему меня учили отец и дед, - категоричен наш собеседник.


Костюм и свидетельство о рождении не считаются

Со стороны проблема может показаться странным. Андрей Данилов — саам, что прописано и в военном билете, и в свидетельстве о рождении. Живет в районе традиционного проживания коренного малочисленного народа. Да что там, носит одежду предков, даже собственная кувакса (переносное жилье саами, с которым они уезжали в тундру) у него есть. Что еще доказывать? Но по мнению чиновников, северянину не хватило… аутентичности.

Мол, закон прописывает, что саами должны находиться в местах компактного проживания, а не традиционного. Грубо говоря, не в городской квартире пользоваться всеми удобствами, а мучиться в тундре (это в 21 веке-то!). Также у саами не должно быть иного источника дохода, кроме традиционного хозяйства.

- Но я пытался возразить - в наше время все имеют хоть какой-то источник дохода: стипендия, пенсия, пособие по безработице. Мне предлагают купить лицензию, чтобы потом как-то решить вопрос. Получается замкнутый круг: чтобы получить бесплатно, надо заплатить. В суде также представитель министерства сообщил, что проставление таких отметок повлечет много бумажной работы. Неужели, только в это проблема? В свое время у нас были проблемы с министерством рыбного и сельского хозяйства Мурманской области из-за квот. Мы доказывали свое право ловить в озерах, где всегда это делали, рыбу. Бывало, что выходили с пикетам на улицу, протестовали. Сейчас мы пришли к пониманию и работа нас устраивает. Считаю, что все вопросы надо уже решать цивилизованно, через суд, - отмечает Андрей Данилов. - Я обращался в прокуратуру, к уполномоченному по правам человека. Все мне сказали идти в суд.

В минприроды называют в качестве аргумента в пику отметке не бумажную работу, а то, что охота саами может навредить природному миру Кольского полуострова. Мол, будут охотиться без ограничений. Но в Мурманской области от саами охотников — 10-12 человек. Много ли они настреляют для личного пользования?

Это только первый шаг

Тяжба с минприроды закончилась не так давно не в пользу саама. Но сдаваться он не намерен: впереди апелляция в Мурманском областном суде.

- Мне тяжело, так как я первый. И создаю прецедент. Давно пора было решать этот вопрос, и друзья мне сказали: «Андрей, давай ты будешь первым». Зато будет легче тем, кто пойдет после меня. Знаю, что многим отказали в отметке в охотничьем билете. И уже есть те, кто думает судиться.

Есть у саами и другие проблемы. Например, почему оленеводам запретили ходить с оружием? Чиновники говорят, что закон един — никто не должен ходить по улицам с ружьем. Но одно дело носить его в городе, а другое — тундра, где может напасть медведь. Был уже случай, когда косолапый чуть не убил мужчину, защищавшего свое стадо. А этим летом царь леса задрал ученых оленей. Даже будь оленеводы на месте, что они могли сделать с голыми руками?

Ника СВЕТЛОВА

Made on
Tilda