Под Мурманском реконструировали саамскую вежу
Авторы проекта создавали ее по традициям коренного малочисленного народа

У слова «вежа» несколько значений. Так называли башни, колокольни, остроги и даже тюрьмы. На Севере же это - традиционные жилища коренных малочисленных народов. Как они выглядят, жители Мурманской области могут теперь увидеть не только на картинках или в музее. Мурманские краеведы своими руками воссоздали дом саами.

Восстановиться по заветам предков

Случилось это не развлечения ради, как, например, зимой строят иглу – жилища экскимосов – на разных соревнованиях. Так авторы проекта хотят привлечь внимание к жизни саами. Несмотря на то, что их культуру стали изучать больше, она в ближайшие десятилетия вообще может исчезнуть. А наглядная реконструкция поможет не забывать про то, что важно сохранить.

- Если говорить о традиционных саамских жилищах, необходимо выделить три типа построек: вежу, тупу и куваксу. Наиболее архаичным типом жилого помещения из них является вежа (на кильдинском саамском языке это звучит как «куэдть», в переводе – «связанная»). Это простейшее сооружение. Каркас строения составляют березы, связанные между собой на вершине постройки. Стены сформированы из наслоений бересты и дерна, уложенных на деревянный остов. Строение лишено дымохода, в его центре размещен примитивнейший очаг, вывод дыма осуществляется через свободное отверстие в крыше постройки, называемое на саамском кильдинском языке словом «рехпень», - рассказывает один участников проекта, краевед, выпускник аспирантуры Мурманского арктического государственного университета Павел Каменев.

Описание работы он разместил на сайте Go arctic.

Вместе с другим краеведом Александром Нечунаевым Павел Каменев в 2018 году решил реконструировать традиционное саамское жилище. Вежу выбрали по ряду причин: она является самым базовым саамским жилым строением, для ее возведения не требуется обладать большим объемом навыков столярно-плотницких работ, а также это не очень затратно. Помощь энтузиастам оказали в Мурманском областном отделении Русского географического общества. Полезную информацию подсказывали представители коренного малочисленного народа Геннадий Лукин и Александр Кобелев. Также пригодился материал, который был собран в поездке по саамским местам в Финляндии, в частности в музее Инари.

- Насколько нам известно, на настоящий момент на территории Кольского полуострова не сохранилось аутентичных веж. То, что имеется в области, является или визуальной стилизацией, или постройками более прогрессивного характера. Впрочем, мы не берем на себя ответственность утверждать, что традиционных веж вовсе не осталось. Возможно, они сохранились в глухих промысловых оленеводческих районах, или являются продуктом деятельности иных инициативных групп, действовавших автономно от нашей. Поэтому, подчеркнем еще раз: нашей исследовательской группе неизвестны иные оригинальные аутентичные вежи, помимо выстроенной нами летом 2019-го года, - говорит в своем исследовании Павел Каменев.



Топор и две лопаты

К работе над вежей приступили на пороге мая и июня, когда снега стало меньше. Строить решили на берегу озера Карьерное рядом с Мурманском. Все-таки
краеведам хотелось, чтобы как можно больше людей увидели жилище и узнали про жизнь саами. При этом место должно было быть не совсем проходным, чтобы объект не разрушили вандалы.

Чтобы добавить весомости проекту, строители решили использовать только те инструменты, которыми пользовались с середины прошлого века саами, когда строили вежи: топор и две раритетные лопаты 20 - 30-х годов прошлого века, молоток, гвозди и доски.

Для жесткой основы каркаса нашли четыре мощные несущие жерди (по-саамски – «цянгкань»). Саамы скрепляли их оленьими жилами, но энтузиасты решили заменить их на веревки.

- Далее надо сформировать более детальный каркас строения, для чего нужно установить несколько десятков дополнительных жердей, в нашем случае – 36, - рассказывает Павел Каменев. - Срубленные деревья надо очистить от сучков и снять с них кору, которая является ценнейшим строительным материалом на последующих этапах строительства. Эмпирическим путем нами было обнаружено, что бересту намного проще снимать, если срубленное дерево 2 - 3 суток полежало на земле. На следующем этапе формируются стены постройки. Для этого надо обложить каркас широкими листами предварительно снятой бересты, поверх которой надо класть крупные пласты дерна. В силу того, что сама постройка имеет коническую форму, формирующие стены слои держатся за счет естественной силы собственной тяжести. Дерн, употребляемый для этих целей, надо искать во влажных местах и срезать его строго вместе с растительным слоем, так как в перспективе корни растений должны срастись вместе, существенно увеличив тем самым теплосберегающие качества строения.

Очаг создавали из камней, которые обмазывались глиной. Иногда саами использовали в качестве примитивнейшего нагревательного элемента лист железа, но реконструкторы отказались от такой идеи.

Делать вежу оказалось очень непросто: мужчин такая работа изрядно вымотала. К тому же, некоторые этапы строительства оказались очень грязными. Но все в итоге получилось! Вежа получилась просторной – в ней могут разместиться три взрослых человека. Создатели отмечают, что за счет тяги дым не выедает глаза, а форма конструкции создает эффект «природного термоса».

- Мы надеемся, что наш проект может стать импровизированной прикладной лабораторией по изучению, восстановлению и популяризации некоторых реалий саамской культуры
жизнеобеспечения. В перспективе мы планируем воплотить в жизнь ряд экспериментов: провести испытание на теплосберегающие качества вежи в зимнее время года, постараться приготовить ряд саамских традиционных блюд и многое другое, - говорят создатели.

Ника СВЕТЛОВА


Made on
Tilda