К Победе - на лыжах
О легких стрелковых корпусах в Петсамо-Киркенесской операции рассказывает автор книги «Фронтовая лыжня Заполярья» Сергей Васильевич Шишов



Петсамо-Киркенесская операция была фронтовой операцией стратегического значения, проведенной в арктическом районе совместными усилиями сухопутных войск, Военно-воздушных сил и Военно-морского флота. Одна из характерных ее особенностей состояла в том, что на всех ее трех этапах, наряду с наступлением войск и прорывом обороны с фронта, осуществлялись глубокие обходные маневры легкими стрелковыми корпусами (ЛСК) для выхода на вражеские коммуникации и создания благоприятных условий для продвижения главной группировки.

Легкие стрелковые корпуса были сформированы в начале марта 1944 года, когда готовилось наступление войск северного фланга Карельского фронта. Тогда они состояли в основном из лыжных бригад. Корпуса предназначались для глубоких обходных маневров во время наступательных действий войск. Оружие, боеприпасы, продовольствие переносились в основном личным составом. Тяжелое вооружение пехоты, артиллерия, минометы, боеприпасы для них перевозились зимой на нартах и санях, а летом - вьюками на лошадях и оленях. Целью корпусов было нарушение коммуникаций противника, лишение его возможности маневрировать своими силами и резервами при наступлении наших войск.



Сквозь болота и камни

На первом этапе Петсамо-Киркенесской операции главный удар наносился войсками 131-го и 99-го стрелковых корпусов в направлении Луостари и Петсамо. Задача 126-го ЛСК состояла в том, чтобы выйти по бездорожью на дорогу Луостари – Ахмалахти и Никель, отрезать основную группировку противника от баз снабжения и не допустить переброски по ней резервов, одновременно частью сил нанести удар от развилки дорог на Луостари. 127-й ЛСК должен был действовать вслед за 126-м во втором эшелоне для развития его успеха.

Подготовительные мероприятия начались в легких стрелковых корпусах за 5 суток до начала операции. Личному составу был выдан сухой паек на 8 суток, боеприпасы, теплое обмундирование. Выкладка на бойца составляла от 35 до 42 кг (снаряжение, обмундирование, боеприпасы, сухой паек, специмущество или 2 снаряда). Лошади шли с увесистыми вьюками по 130 кг, олени – по 35.

В 21 час 6 октября (за 11 часов до начала артподготовки) корпус выступил в путь. На марше он двигался двумя параллельными колоннами. Каждая из бригад также шла двумя колоннами. 7 октября сразу после переправы через реку Титовку части корпуса были вынуждены преодолевать тяжелое болото. Лошади вязли в нем, падали. Пришлось прокладывать через болото двухкилометровую сплошную в один метр шириной из хвороста и мха. Колоннам корпуса постоянно приходилось преодолевать многочисленные болота и ручьи, склоны сопок, усеянные камнями. На самых трудных участках скорость передвижения падала до полкилометра в час. Среднесуточное продвижение составляло всего 18 км. Большой привал устраивался раз в сутки.

127-й ЛСК получил необходимые для марша продукты, боеприпасы, вьюки только в ночь на 9 октября. В 11 часов 69-я Отдельная мотострелковая бригада (ОМСБр) и оперативная группа штаба корпуса начали передвижение по маршруту
126-го ЛСК.

126-й ЛСК 9 октября к исходу дня достиг района развилки дорог, ведущих из Луостари на Ахмалахти и Никель. В ночь с 9 на 10 октября пошел мокрый снег, началась метель. В условиях плохой видимости командир 31-й Отдельной лыжной бригады (ОЛБр) полковник Лысенко разрешил развести костры. Личный состав смог обсушиться и погреться.

10 октября в 4 часа 2-й батальон 31-й ОЛБр выступил к развилке дороги с задачей перерезать дорогу Луостари – Ахмалахти. В 6 часов с задачей перерезать дорогу слева от развилки (Луостари – Никель) выступил 1-й батальон. В 8 часов батальоны перерезали дорогу в двух местах.

В результате совместных действий частей и подразделений бригады автоколонна немцев (до 80 автомашин) и гарнизон в районе развилки дорог оказались в кольце. С этого времени противник лишился возможности перебрасывать резервы к Луостари и Петсамо с запада. В 10 часов 72-я ОМСБр заняла оборону в районе изгиба дороги фронтом на восток, отрезав противнику путь отхода из Луостари на запад.

Почти сразу немцы стали вести воздушную и наземную разведку района, занятого частями корпуса.
К 14 часам сюда были подброшены с целью сбить 126-й ЛСК с дороги подразделения 307-го пехотного полка, переброшенного с Кандалакшского направления, 112-го разведывательного дивизиона. Они начали вести атаки на разных участках дороги при поддержке артиллерии и авиации. Особенно сильными были атаки на участках 1-го батальона 31-й ОЛБр и 3-го батальона 72-й ОМСБр. Противник старался обойти их с флангов, наши подразделения отбивали их попытки контратаками. Немцы несли большие потери. С наступлением темноты бой прекратился.

11 октября с наступлением утра бой в районе дороги возобновился. В этот день подразделения 31-й бригады отбили от 10 до 13 атак. За два дня боев с 31-й бригадой противник потерял до 870 человек убитыми и ранеными, в боях с 72-й бригадой – до
370 человек. Были захвачены многочисленные трофеи. Не добившись успеха, в ночь на 12 октября противник стал отводить подразделения, участвовавшие в бою, на север к Петсамо и на запад к Салмиярви.



Без пуль
на линии огня

К исходу 11 октября командарм-14 приказал один батальон 72-й ОМСБр выслать на дорогу Петсамо – Тарнет с задачей перерезать ее и не допустить отвода по ней техники и живой силы противника в Северную Норвегию. В два часа ночи 12 октября 1-й батальон выступил для выполнения задачи. Два других батальона бригады направились в указанный район в 17 часов. 31-я ОЛБр, «вцепившаяся» в противника у развилки дорог и продолжавшая вести с ним бой, была переподчинена 127-му ЛСК, который принимал участие в напряженных боях за Луостари. Взамен 126-му корпусу была переподчинена 70-я ОМСБр. Она, находясь еще на марше, получила задачу следовать за 72-й ОМСБр к дороге Петсамо – Тарнет.

11 октября батальоны 69-й ОМСБр 127-го ЛСК, продвигаясь вдоль берегов реки Петсамойоки, в 20 часов 15 минут овладели населенным пунктом Пеятсамсеяд. Затем 12 октября в 2 часа – Колттакюля, в 4 часа 30 минут – аэродромом Луостари. Противник отходил в направлении Луостари, бросая технику и вооружение. Продолжая его преследование, 3-й батальон вышел на окраину Луостари, где завязал бой с отходящими немецкими подразделениями. Вскоре в бой вступили 1-й и 3-й батальоны. К 10 часам 13 октября части
99-го и 127-го корпусов овладели важным узлом дорог Луостари.

13 октября в 10 часов 1-й батальон 72-й ОМСБр, совершив 20-километровый марш по бездорожью, перерезал дорогу Петсамо –Тарнет в районе горы Исакиви-Тунтури. Противник лишился последней магистрали, соединявшей фронт с тыловыми коммуникациями, оказавшись перед лицом полного уничтожения в районе Петсамо. Для того чтобы сбить батальон с дороги, он направил два батальона 136-го ГЕП. Егеря вначале безуспешно пытались атаковать батальон в лоб. Затем, обойдя его двумя ротами с востока, повели атаки с двух сторон. К 12 часам к месту боя подошли остальные части бригады и с хода ударили по противнику. Немцы были сбиты с высоты 369,4 и отошли по дороге. Во второй половине
14 октября противник предпринял несколько ожесточенных атак. У личного состава стрелковых батальонов осталось всего по 10-15 патронов на бойца. Для них в спецподразделениях корпуса и бригады было собрано до 70 тысяч патронов. При нехватке боеприпасов наступательные действия стали невозможны и части 72-й ОМСБр остались на занятых рубежах.

15 октября в 4 часа к дороге подошла 70-я ОМСБр и вступила в бой. Остатки разбитых подразделений 136-го ГЕП, 388-го гренадерского батальона, 503-й авиаполевой бригады, бросая технику и тяжелое вооружение, вынуждены были отходить на север и северо-запад по бездорожью. Части бригад, не допуская передвижения немцев по дороге на Тарнет, уничтожали и вылавливали мелкие группы немцев. В 14 часов поступил приказ штаба армии сдать район обороны частям 14-й стрелковой дивизии и выйти в район дороги Петсамо – Луостари для пополнения боеприпасами и продовольствием.

На втором этапе Петсамо-Киркенесской операции командующий армией решил нанести главный удар по группировке противника западнее Луостари, сочетая наступление с фронта вдоль дорог Луостари –Ахмалахти (99-й стрелковый корпус) и Луостари – Никель (31-й стрелковый корпус) с одновременными обходными фланговыми маневрами 126-го и 127-го ЛСК с севера и юга, разгромить противника западнее Луостари, овладеть Ахмалахти, Никелем и Салмиярви, затем наступать на Наутси.

Позднее, когда было получено разрешение на преследование противника на территории Норвегии, было принято решение одновременно с главным ударом вести наступление 45-й стрелковой дивизии по дороге Петсамо – Тарнет с задачей выхода на восточный берег Ярфьорден.

С 16 по 18 октября части 126-го и 127-го ЛСК приводили себя в порядок, совершали перегруппировку. Ввиду бездорожья и отрыва тылов на 25 километров части 127-го ЛСК обеспечивались боеприпасами и продовольствием самолетами.

Еще 16 октября командир 127-го ЛСК генерал-майор Жуков выслал две группы маршрутной разведки в направлении Никеля. 18 октября в 19 часов корпус начал марш протяженностью 60 км. Марш проходил в очень трудных условиях по сильнопересеченной местности. В штаб 14-й армии 20 октября из 127-го ЛСК пришло донесение, что корпус вышел на западные скаты высоты 284. Частями корпуса перерезана дорога Никель – Салмиярви. В действительности после боя было установлено, что перерезана была дорога производственного назначения, не обозначенная на карте. Дорога Никель – Салмиярви оставалась свободной для движения противника, что позволило ему вывести и спасти от разгрома основные силы никельской группировки.

126-й ЛСК 17-18 октября в районе дороги Петсамо – Луостари пополнился боеприпасами, продовольствием и фуражом. В состав корпуса вошла 3-я ОМСБр. 19 октября части корпуса начали движение по дороге на Петсамо. Корпус получил задачу перерезать 21 октября дорогу Ахмалахти – Киркенес и не допустить отхода по ней немецких частей на север. В 13 часов шедшая первой 31-я ОЛБр пересекла границу с Норвегией. Вдоль дороги Петсамо – Киркенес вела бои 45-я стрелковая дивизия. Командир корпуса решил обойти слева обороняющегося противника и далее двигаться на юго-запад вдоль границы в сторону дороги на Ахмалахти. 21 октября части 69-й ОМСБр, преодолевая огневое сопротивление и отражая контратаки противника, к исходу дня вели упорные бои в одном километре юго-западнее Никеля.

Враг, отрезанный
от тыла

Корпус передвигался днем и ночью, делая лишь небольшие привалы. 21 октября в 15 часов 2-й батальон 72-й ОМСБр вышел на дорогу, где ему оказала незначительное сопротивление рота самокатного полка «Норвегия». К исходу дня был получен приказ штаба армии – утром
22 октября корпусу переправиться через озеро Фассован и перерезать дорогу Киркенес – Сванвик.

В ночь на 22 октября части 31-го СК и 127-го ЛСК сражались на подступах к Никелю и на его окраинах. Утром Никель был очищен от противника. Днем шли бои с немецкими подразделениями, отходящими вдоль дороги Никель – Салмиярви. Район рудников очищался от разрозненных вражеских групп.

В межозерном дефиле части корпуса встретили упорное сопротивление подразделений противника, усиленных артиллерией и минометами, и закрепились на достигнутых рубежах. Утром 23 октября штаб армии приказал командиру 126-го ЛСК сдать занимаемые районы подошедшим частям 14-й стрелковой дивизии и прибыть в район Ахмалахти для пополнения боеприпасами и продовольствием. За два дня боев противнику были нанесены потери до 500 человек.

На втором этапе операции легкие стрелковые корпуса надежно обеспечили фланги главной группировки, перерезали все основные дороги в его тылу и обеспечили разгром вражеской группировки в районах Никель, Ахмалахти и Салмиярви.

23 октября, наступая по дороге на Салмиярви, 70-я ОМСБр заняла этот населенный пункт, а 69-я ОМСБр одним батальоном атаковала аэродром и заняла его. Два батальона к исходу дня овладели н.п. Хейскаре. Немецкие части, минируя дорогу, разрушая ее, уходили от преследовавших их передовых частей вглубь Норвегии. Потери противника убитыми и ранеными в боях со 127-м ЛСК составили 1471 человек. Потери частей корпуса: убито - 289, ранено - 465, пропало без вести – 6 человек.

После разгрома никельской группировки противника командующий 14-й армией поставил войскам задачу овладеть городом и портом Киркенес. 126-й ЛСК обходным маневром по бездорожью и выходом 26 октября на дорогу Киркенес – Танен в районе Мункельвек должен был не допустить отхода противника из Киркенеса на запад. Корпусу предстояло совершить форсированный марш на 70 км.

Последние рубежи

Уже в 2 часа 30 минут 25 октября соединения и части 126-го ЛСК начали свое движение по сильнопересеченному маршруту, на котором пришлось форсировать 7 рек. График движения был жестким. Колонны останавливались лишь на короткие получасовые привалы после 3-5 часов пути. Из штаба армии сообщили, что уже идут бои за Киркенес, и дали указание
к 7 часам 27 октября перерезать дорогу в 10 км западнее города Нейден.

3-я ОМСБр 26 октября в 20 часов вышла двумя батальонами к дороге Киркенес – Нейден, сбила с занимаемых позиций противника, перерезала дорогу и овладела Мункельвеном. Немцы, отходя, взорвали мост Мунк-Эльф. Части бригады в этот день соединились с частями 99-го корпуса, наступавшими с востока. В 10 часов 27 октября командир корпуса полковник Соловьев отдал приказ
72-й ОМСБр форсировать реку в районе мостов и во взаимодействии с частями других бригад овладеть Нейденом. В 18 часов войска корпуса заняли город. Немцы задолго до отхода из Нейдена стали сжигать в нем постройки и склады. В 17 часов 30 минут были взорваны оба городских моста.

31-я ОЛБр к исходу 27 октября переправилась через реку западнее города. Ее части вели бои с отходящими группами немцев, уничтожая их. В 4 часа 28 октября части бригады перерезали дорогу, шедшую на север из Нейдена, в двух местах и закрепились на занятом рубеже.

Части 127-го ЛСК на заключительном этапе Петсамо-Киркенесской операции 24 октября заняли Меникко. 25 октября, форсировав реку Патсойоки, они заняли Стенбек, Сулльволь, Миккельстад. 31-й стрелковый корпус, преследуя немцев, освободил населенный пункт Наутси. Нейден и Наутси стали последними пунктами, которые освободили наши войска от немцев.



ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ



Успешное проведение Петсамо-Киркенесской операции и разгром группировки немцев на Крайнем Севере, по мнению автора, стали возможны благодаря:

- правильному выбору направления главного удара - там, где оборона противника была менее всего укреплена и кратчайшим путем выводила к важнейшим узловым пунктам его обороны – Луостари и Петсамо;

- оперативно-тактическому маневру, осуществленному легкими стрелковыми корпусами для обхода открытого фланга противника и нанесения удара по его коммуникациям;

- богатому опыту ведения наступательных действий в особых условиях Заполярья. Он был накоплен основным составом войск и штабом 14-й армии в ходе апрельско-майской операции 1942 года, при подготовке наступательной операции в Заполярье зимой 1944 года, а также при проведении частных боевых операций и боевой учебы в период пребывания войск в обороне.

Made on
Tilda