Умчи меня, олень, ко Дню Победы!
Военная история Заполярья: от сводных лыжных отрядов к легким стрелковым корпусам



В историко-краеведческой литературе и особенно в газетах Мурманской области наряду с понятием «олений транспорт» часто употребляются такие словосочетания, как «оленно-транспортный батальон», «оленетранспортный дивизион», «дивизион оленьего транспорта». В армейских документах военного времени такие термины не встречаются, они появились позднее.

Было или не было

Применительно к событиям второй и третьей зимних кампаний вместо терминов «отдельный лыжный батальон», «отдельная лыжная бригада» некоторые авторы продолжают использовать термины «олене-лыжный батальон», «олене-лыжная бригада». Хотя подобных формирований с 17 апреля 1942 года в 14-й армии не существовало.

Пользуются авторы упомянутыми терминами весьма произвольно, без критического подхода к источникам. Читателю очень трудно определить, к месту или нет использовано то или иное словосочетание. Не вводит ли оно его в заблуждение? Давайте разберемся во всем по порядку.



Необходимость иметь специально подготовленные лыжные отряды в качестве подвижных частей выявилась в ходе финской кампании. Стрелковые части Красной Армии оказались не готовы к боевым действиям на лыжах, были малоподвижны, бойцы плохо ориентировались в лесу. Они не умели стрелять с лыж, метать с них гранаты, не были обучены тактике лыжного боя. Успешное же использование финской армией лыж потребовало от советского командования срочно организовать лыжные части и отряды. Ставка дала указание наркомату обороны сформировать в военных округах из спортсменов-добровольцев соответствующие батальоны и незамедлительно отправить их на фронт. Однако в 14-ю армию лыжные батальоны не направлялись.

В Заполярье в частях и подразделениях 14-й армии стали создаваться сводные отряды лыжников. Например, во 2-м батальоне 135-го стрелкового полка 14-й стрелковой дивизии из лучших спортсменов был сформирован такой отряд для несения патрульной и разведывательной службы.

Ставка в то время считала, что лыжные отряды не могут решать самостоятельные боевые задачи из-за невозможности брать с собой на задание тяжелое пехотное вооружение и артиллерию, отсутствия самостоятельных органов снабжения. Лыжные батальоны и отряды часто использовались в войсках как обычные пехотные части.

Командующий 14-й армией генерал Валериан Фролов считал, что в Заполярье эту проблему решить можно. С 1 февраля 1940 года в 14-й армии появилась сформированная оленья транспортная рота, которая использовалась для подвоза грузов на передовую, вывоза раненых, организации связи. Штаб армии разработал предложения по использованию оленьих транспортов в широкомасштабных боевых действиях, в том числе для перевозки тяжелого пехотного вооружения.

В тылу врага

Практика действий на Мурманском направлении показала, что наиболее целесообразной формой организации лыжников в то время являлся отряд в 130 - 150 человек. Его задачей была разведка сил противника, диверсионные действия по ближайшим тылам противника и охрана флангов действующих частей. Особенно отличились в боях за село Наутси бойцы особого лыжного отряда штаба
14-й армии под командованием капитана Валериана Знаменского.
21 - 27 февраля 1940 года отряд блокировал единственную дорогу от Петсамо до Рованиеми. Подвоз грузов финским частям прекратился. Несколько раз лыжники попадали в окружение, но выходили из него.

Уверенно действовали в тылу врага пограничники. Они отлично ходили на лыжах, мастерски владели оружием, умело распознавали тактику противника. Частями Мурманского пограничного округа 11 раз проводилась глубинная разведка во вражеском тылу.

Созданные зимой 1939- 1940 г. в 14-й армии сводные лыжные отряды в той или иной форме были сохранены после окончания военных действий. В 135-м полку 14-й дивизии, переброшенном на полуостров Рыбачий, лыжный отряд был не расформирован, а оставлен во 2-м батальоне как внештатный взвод разведки и усиленно занимался лыжной подготовкой.

Сразу же после начала Великой Отечественной войны Государственным Комитетом Обороны (ГКО) было принято решение о формировании и подготовке во внутренних округах к началу зимы отдельных лыжных батальонов (ОЛБ), чтобы они могли взять на себя роль подвижных частей в условиях труднопроходимой для обычных стрелковых частей и автотранспорта местности. Однако
в 14-ю армию такие батальоны из резерва Ставки ВГК стали прибывать только в феврале и марте 1942 года.

Где враг не пройдет…

В Заполярье планы советского и немецкого командований на первую зимнюю кампанию кардинально отличались. Противник считал невозможным зимой ведение активных действий ни одной из сторон. Командование 14-й армии решило действиями лыжных отрядов по тылам и коммуникациям противника обессилить врага и вынудить его отойти с рубежа реки Западная Лица. В каждой стрелковой дивизии выделили для этого по батальону со специально отобранным личным составом для действий в тылу противника на лыжах. Эти батальоны стали нештатными лыжными подразделениями стрелковых полков, но не были отдельными, т. е. организационно самостоятельными частями. Мурманский пограничный округ нацелил на действия во вражеском тылу 101-й пограничный полк, 100-й и 181-й стрелковые пограничные батальоны.

В октябре-ноябре 1941 года с учетом опыта советско-финляндской войны в селе Ловозере были сформированы три армейских оленьих транспорта. Каждый транспорт насчитывал 1015 оленей и делился на три взвода. Его обслуживали 154 человека, в том числе 77 солдат-оленеводов. Подчинялись транспорты армейскому командованию. По мере необходимости подразделения оленьих транспортов придавались частям для выполнения отдельных боевых или хозяйственных задач.

Основные положения по использованию оленей в войсках были разработаны по инициативе и под непосредственным руководством командующего 14-й армией генерал-лейтенанта Фролова к началу войны.

В фондах Мурманского областного краеведческого музея хранятся воспоминания мурманчанина, капитана запаса Н. А. Филимонова. В военные годы он командовал оленьими транспортами, служил инспектором войсковых оленей управления тыла 14-й армии. Кстати, в его военном билете офицера запаса, выданном в октябре 1948 года, в графе «должность» стоит запись – «командир оленьего транспорта».

Н. А. Филимонов вспоминает: «С наступлением зимнего санного пути в октябре-ноябре 1941 года в селе Ловозере были сформированы 3 армейских военных оленьих транспорта… Для службы в оленьих транспортах в армию было призвано более 300 молодых оленеводов… Среди бойцов-оленеводов были преимущественно саами, коми, ненцы и часть русских поморов с Терского и Мурманского берегов».



Если хватит сил

Началась реализация и другого варианта использования оленьих упряжек в войсках. Военному совету Архангельского военного округа, обратившемуся с предложением в ГКО, 20 ноября 1941 года было разрешено сформировать и обучить в 29-й запасной лыжной бригаде 12 отдельных лыжно-оленьих батальонов для Карельского фронта. Каждый из них состоял из 700 лыжников и до 500 оленей.

План действий на первую зиму выполнить не удалось. Немцы в начале ноября перешли в наступление на Кестеньгском направлении, чтобы перерезать в районе станции Лоухи Кировскую железную дорогу. Командующий фронтом генерал-лейтенант Фролов приказал перебросить туда 186-ю и 14-ю стрелковые дивизии. После их убытия вынудить противника к отходу с рубежа на Западной Лице стало нереально.

Сил и средств 52-й стрелковой дивизии и 12-й бригады морской пехоты едва хватало для ближней разведки своих участков и полос. В создавшихся условиях до марта 1942 года в тылу противника и на территории Финляндии по планам фронтового и армейского командования действовали в основном пограничные части и подразделения. Они совершили несколько десятков глубоких выходов на фланги и в тыл Лапландской группировки противника. Наиболее крупными и результативными были рейды 101-го пограничного полка в район Алакуртти, выходы 100-го пограничного батальона на дорогу Петсамо – Рованиеми, 181-го пограничного батальона на коммуникации 6-й горноегерской дивизии.

В состав лыжных отрядов включались оленьи упряжки. На них перевозили боеприпасы, продовольствие, медикаменты, эвакуировали раненых, срочно доставляли в штаб пограничного округа наиболее ценных «языков». Действия лыжных отрядов держали противника в постоянном напряжении. Подготовленные для заброски в тылы наших войск специальные формирования пришлось использовать для охраны и обороны своих тылов. Например, на Кандалакшском направлении использовались три финских полка и четыре немецких пехотных батальона.



Задача - переформировать

В феврале 1942 года из прибывших на Кандалакшское направление четырех ОЛБ была создана 4-я отдельная лыжная бригада (ОЛБр). В начале марта на Мурманское направление прибыли из Архангельской области 12 отдельных олене-лыжных батальонов (ООЛБ), так они стали называться к этому времени. Из 9 батальонов были сформированы нештатные 1-я (5-я) и 2-я (6-я) ООЛБр (отдельные олене-лыжные бригады), поэтому немногочисленное управление бригад было сформировано по временному штату. Штатов лыжных бригад в Красной Армии в то время еще не существовало. Бригады не имели таких необходимых для управления частями и их обслуживания подразделений, как батальон связи, медицинско-санитарная рота, рота подвоза.

С 6 марта 1942 года личный состав бригад приступил к занятиям по боевой подготовке. 9-й олене-лыжный батальон был направлен на полуостров Рыбачий. 11-й батальон оставлен в Мурманске, а затем отправлен на Рестикентское направление. 12-й батальон отбыл на Кандалакшское направление в район поселка Слюдоразработки.

Просуществовали ООЛБр недолго. Ставка ВГК в конце марта, учитывая подготовку войск Карельского фронта к весеннему наступлению, разрешила переформировать нештатные соединения в лыжные бригады по штату стрелковой бригады. Военный совет 14-й армии
28 марта получил указание штаба фронта о запрещении до переформирования использовать в боях олене-лыжные батальоны. Они подлежали переформированию в лыжные батальоны.

С 5 по 17 апреля в 14-й армии проходило переформирование олене-лыжных бригад в отдельные лыжные бригады по штатам стрелковых бригад. Кроме лыжных батальонов в каждую бригаду вошли минометный батальон, артдивизион, батальон связи, разведывательная рота, рота автоматчиков, саперная рота, авторота подвоза, медсанрота.

Оленей в дальнейшем предполагалось использовать в зимней кампании
1942-1943 гг. в составе оленьих транспортов. До окончания операции оленей оставили в лыжных бригадах, а затем отправили на летние пастбища.

Командующий фронтом генерал-лейтенант В. А. Фролов принял такое решение, считая, что олени в составе оленьих транспортов, обслуживая соединения и части 14-й армии, принесут значительно больше пользы, чем находясь непосредственно в составе лыжных батальонов.

Получается, что одновременно армейские оленьи транспорты и олене-лыжные батальоны (олене-транспортных батальонов в 14-й армии не существовало) входили в состав армии чуть больше месяца. К 17 апреля переформирование олене-лыжных бригад в лыжные бригады закончилось.

В Мурманской наступательной операции (28.04 - 10.05 1942 года) 6-я ОЛБр действовала на открытом левом фланге армии. Ей была поставлена задача - выйти на основную дорогу в тылу противника с целью отрезать пути отступления его частям. Лыжные батальоны действовали разрозненно, штаб бригады управление ими потерял. Не сумев избежать во время обходного маневра лобовой атаки немецких опорных пунктов, лыжные батальоны 6-й ОЛБр, а затем и 5-й ОЛБр, введенной в наступление из армейского резерва, были полностью блокированы подошедшими резервами противника. На неудаче бригад сказались отсутствие достаточной боевой подготовки и опыта ведения наступательных действий у командного и рядового состава бригад, недостаточное количество тяжелого оружия пехоты и минометов.



Планка выше

Во вторую зимнюю кампанию боевые действия лыжников 14-й армии стали более активными. Этому способствовали два обстоятельства.

Во-первых, ГКО 28 августа 1942 года принял два постановления: «О сформировании 53 отдельных лыжных бригад и лыжных батальонов в дивизиях» и «Об организации, штатном составе и вооружении отдельной лыжной бригады численностью 3000 человек». В сентябре 1942 года по приказу командующего Карельским фронтом по новым штатам были сформированы 31-я ОЛБр и лыжные батальоны стрелковых дивизий. Для их формирования были использованы части 6-й и 5-й ОЛБр, 9-й ОЛБ, заградительный отряд № 1.

Во-вторых, командование армии, учитывая, что зимой 1941-1942 гг. армейские оленьи транспорты работали с очень большой нагрузкой, приняло решение сформировать еще четыре дивизионных оленьих транспорта за счет оленей прежних олене-лыжных батальонов. В дивизионных транспортах оленей было меньше – всего 605, обслуживали их 96 военнослужащих. Транспорты придавались 10-й гвардейской и 14-й стрелковым дивизиям, 31-й отдельной лыжной и 72-й отдельной морской стрелковой бригадам. Подчинялись транспорты непосредственно командирам этих соединений, которые самостоятельно принимали решение по их использованию.

В состав крупных лыжных отрядов и частей, выходящих на фланги и в тыл противника на срок более 2-3 дней, вошли подразделения оленьих транспортов для перевозки минометов, боеприпасов, продовольствия. Необходимое количество упряжек определялось при подготовке операции. Учитывалось, что использование оленьего транспорта наряду с преимуществами имело ряд недостатков. Для охраны колонны упряжек требовалось выделять лыжников. Снижалась скорость движения, маневренность отрядов. Большое количество упряжек демаскировало колонну, а если отряд обнаруживали с воздуха, то пропадало главное преимущество в действиях лыжников – внезапность.



Работа над ошибками

Так случилось на исходе января 1943 года, когда разведотряд 31-й ОЛБр под командованием майора П. Д. Манукова был замечен вражеской авиаразведкой на подходе к сторожевой заставе
№ 7, находившейся на высоте 323,3 в 40 км южнее Петсамо. В ночь на 1 февраля лыжники атаковали ее. На помощь гарнизону подошли подразделения егерей и финских пограничников. Они стали охватывать высоту с флангов. Мануков принял решение об отходе. Общие потери отряда составили 108 человек, было убито до 60 оленей.

В значительной мере недостатки в действиях лыжных отрядов, проявившиеся зимой 1942-43 года, были устранены в третью зимнюю кампанию. В
19-й армии, не имевшей в начале 1944 года лыжной бригады, свойственные ей задачи выполняла 77-я отдельная морская стрелковая бригада (ОМСБр). В январе части бригады успешно провели разведку боем в урочище Сяркивара, затем разгромили гарнизон Ругозеро. Он прикрывал промежуток между Кандалакшским и Кестеньгским направлениями.

Поучительной стала операция 31-й ОЛБр (полковник Соловьев), проведенная 16 - 23 февраля 1944 года с задачей уничтожить гарнизоны двух полевых охранений и захватить пленных. Для этого были сформированы три разведотряда общей численностью 1831 человек. Отряды сопровождали 1075 оленей, 276 нарт, на них перевозилось четыре горные пушки, шестнадцать минометов, 11 станковых пулеметов и другие грузы. После операции на оленях предстояло эвакуировать раненых на расстояние свыше 100 километров. 20 февраля 2-й ОЛБ атаковал заставу № 24 и разгромил ее. 3-й ОЛБ и разведрота вступили в бой с подошедшим отрядом противника. Немцы, потеряв до 100 человек, отошли. Стремясь избежать воздействия вражеской авиации, Соловьев решил совершить 70-километровый марш за один переход, не останавливаясь на дневку. Труднейший марш длился 22 часа и завершился к исходу 23 февраля. За время операции был разгромлен опорный пункт, уничтожено до 135 солдат и офицеров противника, в плен взято 4 солдата.



Опыт не забыт

Советские войска в Заполярье зимой 1944 года находились в ожидании приказа о наступлении. Для наступательных операций Военный совет Карельского фронта 27 февраля 1944 года принял решение о сформировании в 14-й и 19-й армиях 126-го и 127-го легких стрелковых корпусов. В своем составе корпуса помимо лыжных бригад и морской стрелковой бригады имели горно-артиллерийский полк, минометный полк, батальон связи, медико-санитарный батальон. Их тяжелое вооружение, артиллерия и минометы перевозились на нартах и санях (летом на вьюках) оленями и лошадьми. Предназначались ЛСК для глубоких обходных маневров в тылу противника с целью нарушения вражеских коммуникаций, лишения врага возможности маневрировать своими силами. За три зимние кампании в Заполярье был пройден путь от лыжных сводных отрядов, выходящих в тыл противника лишь с легким стрелковым вооружением и несколькими оленьими упряжками, до легких стрелковых корпусов.

Подготовленной зимней наступательной операции не суждено было состояться, но создание легких стрелковых корпусов, опыт перегруппировки войск, их боевая выучка, умение совершать марши по бездорожью, прокладывать колонные пути были эффективно использованы летом и осенью 1944 года в наступательных операциях, проведенных войсками Карельского фронта, в том числе в Петсамо-Киркенесской операции.



Вместо послесловия

В городе Нарьян-Мар с 2012 года стоит памятник оленно-транспортным батальонам. С 2013 года в Ненецком АО установлен День памяти оленно-транспортных батальонов в Великой Отечественной войне. Он отмечается 20 ноября, то есть в тот день, когда в 1941 году ГКО принял постановление о проведении мобилизации оленей и ездовых в Коми АССР и Архангельской области для обеспечения формирования 12 лыжно-оленьих, а никаких не «оленно-транспортных батальонов», которых в реальности никогда не существовало.

Парламентарии Совета депутатов города Мурманска при принятии решения об установке памятника воинам-оленеводам почему-то ориентировались на название памятника в Нарьян-Маре, а не на исторические факты и приоритет Мурманской области в создании олене-транспортных подразделений. Ответа на этот вопрос мне не удается добиться вот уже более полутора лет. Надеюсь, что от депутатов нового созыва ответ все же будет получен. Может быть, допущенная ошибка будет исправлена: и надпись на памятнике будет соответствовать историческим фактам. Или, может быть, ошибки вовсе не было и в архивах, наконец, найдены неопровержимые факты существования в 14-й армии Карельского фронта «оленно-транспортных батальонов»?



Сергей ШИШОВ.



Made on
Tilda