Легендарный штурмовик, поднятый из озера в Мурманской области, полетел
70 лет Ил-2 пролежал под водой, но был восстановлен умельцами



Десятилетиями вода озера Кривое, что под Североморском, скрывала от глаз людей штурмовик Ил-2. Больше полувека он лежал на дне, а ржавчина все больше проедала его фюзеляж. А теперь…. «хищник» снова встал на крыло.



Он добирался домой…

Самолет со дна Кривого озера подняли летом 2012 года. Штурмовик входил в состав 46-го штурмового авиационного полка ВВС Северного флота. 25 ноября 1943 года самолет совершил вынужденную посадку на лед озера. В тот день группа из 16 советских штурмовиков Ил-2 и истребителей сопровождения совершила налет на немецкий аэродром в Луостари. Враг открыл по нашим самолетам огонь с земли. Ил-2 под пилотированием летчиков Валентина Скопинцева и Владимира Гуменного был сильно изрешечен. И не смог вернуться на аэродром Ваенга-2 – не дотянул три километра. Его посадили на лед озера, но тот не выдержал веса машины, и она ушла под воду. К счастью, Скопинцев и Гуменный смогли выбраться из штурмовика. До базы они шли пешком.

Несколько лет легендарный штурмовик восстанавливали умельцы Новосибирска в рамках программы «Крылатая память Победы». И самолет взлетел! Первый его рывок в воздухе длился пять минут и случился в Подмосковье на выставке МАКС-2017. Потом штурмовик взял курс на Берлин. А в этом году порадовал зрителей Парада памяти в Самаре, который прошел
7 ноября. Его провели уже в 9 раз и посвятили военному параду 7 ноября 1941 года.

Как сообщили в правительстве Саратовской области, Ил-2 взлетел во время воздушного парада, в котором также принимали участие еще одна крылатая машина времен Великой Отечественной - По-2, а также самолеты Як Самарского отделения ДОСААФ России.



Уникальная
крылатая машина

В Мурманской области часто находят самолеты в озерах, ведь в годы Великой Отечественной войны Заполярье сопротивлялось врагу как могло. Так, прошлым летом из озера Кулонга достали еще один Ил-2. Оставить его под водой не смогли участники проекта фонда «Крылатая память Победы».

Самолет командира 3-й эскадрильи 46 штурмового авиаполка Северного флота капитана Александра Каличева был подбит зенитным огнем 22 августа 1943 года при штурмовке вражеского аэродрома Луостари в Мурманской области. Но даже в таких условиях летчик выполнил боевое задание, а потом посадил самолет на поверхность озера. Крылатая машина затонула на глубине 18 метров. За проявленный героизм при штурмовке аэродрома Луостари пилот был награжден орденом Красного Знамени.

Израненный самолет тоже отправили в Новосибирск. Работы, начавшиеся прошлой осенью, продлятся почти два года. Заниматься ими будет ООО «Авиареставрация» под руководством доктора технических наук, профессора кафедры прочности летательных аппаратов Владимира Бернса. Ценность восстановления штурмовика сложно переоценить – это единственный в мире сохранившийся экземпляр ранней одноместной модификации Ил-2.

- Задача конструкторов - сделать летающий раритет, сохранив максимально возможное количество оригинальных деталей. На Ил-2 будет установлен американский двигатель «Эллисон» 1942 года выпуска, которые по ленд-лизу поставлялись в СССР, - рассказали в пресс-службе Новосибирского государственного технического университета.



Есения ДОБРОНРАВОВА.

Made on
Tilda